читайте также
Отрывок из книги «Job Moves: 9 Steps for Making Progress in Your Career» («Карьерная стратегия: 9 шагов для успешного продвижения по службе») профессора Гарвардской школы бизнеса Итана Бернштайна, президента ReWired Group Боба Моэста и партнера Entangled Solutions Майкла Хорна, опубликован на Big Think.
В 2011 году Эмма Коутс – художница-раскадровщица на студии Pixar – опубликовала в соцсети Twitter 22 рекомендации, которые могут помочь каждому желающему усовершенствовать навыки рассказчика. Хотя список рекомендаций «завирусился» в Интернете целиком и несколько месяцев был горячей темой в профессиональном сообществе сценаристов, наибольшее внимание привлек четвертый пункт списка: он был посвящен созданию «сюжетного стержня», который помогает придать повествованию структуру.
Мозг человека устроен таким образом, что получает и хранит информацию при помощи историй. Следовательно, если вы представите свое стремление к росту и развитию в форме истории, это станет эффективным способом привлечь к себе внимание и быть понятым. Сюжетный стержень поможет вам успешно создать и рассказать свою историю.
Подобно тому, как вы продолжаете оттачивать свой карьерный нарратив, студия Pixar годами пишет, переписывает, а потом заново пишет каждую историю, которую рассказывает в своих фильмах. И каждый раз сценаристы, работающие на студии, применяют шаблон, подобный тому, что используется в игре со словами MadLibs. В этом шаблоне отражены семь ключевых «кадров» сюжетного стержня:
Когда-то давным-давно_________.
Каждый день__________________.
Как-то раз________________.
И по этой причине______________.
И по этой причине______________.
Пока, наконец,_________________.
И вот с того самого дня__________.
Когда мы используем такую технику со студентами или учениками, мы просим их заполнять эти семь пропусков дважды. Сперва мы поручаем им создать «сюжетный стержень», посвященный траектории их прошлого. Как правило, студенты должны сфокусироваться на ключевом переходном моменте, который привел их туда, где они находятся сегодня. Одним студентам на заполнение каждого пропуска требуется одно предложение; другим – параграф. Если выполнять это упражнение откровенно и честно, оно поможет уточнить многие важные вещи.
Приведем отредактированный пример сюжетного стержня, посвященного траектории прошлого. Автор этой истории – один из наших студентов. Это пожарный, пришедший к нам в сложный момент своей карьеры: он как раз пытался понять, действительно ли хочет стать начальником пожарной команды. Этот сюжетный стержень сфокусирован на том, как именно этот пожарный пришел к своей нынешней профессии – помогать людям:
Когда-то давным-давно я не был уверен в том, какой хочу видеть свою будущую карьеру. На работе я просто выполнял свои обязанности. Я вставал, следовал одному и тому же распорядку дня, шел в офис, имел дело с одними и теми же людьми – и одними и теми же проблемами, – не испытывая при этом особого удовлетворения.
Каждый день я ощущал, что мне совершенно не хочется идти на работу. Находясь в офисе, я мечтал оказаться дома. Я то и дело поглядывал на часы, считая минуты до окончания рабочего дня. Из офиса я уходил с чувством неудовлетворенности. Все это продолжалось некоторое время, но вот…
Как-то раз я решил, что необходимо что-то менять. То, чем я занимался, было не карьерой, это была просто работа. Я решил, что хочу вернуться к учебе и приносить пользу своей общине. Я начал работать пожарным-волонтером. Таким образом, я не только помогал обществу, но и получал дополнительное образование, позволяющее подготовить почву для моего будущего.
И по этой причине я почувствовал, что смог реализоваться более полно. Я понял, что действительно приношу пользу своей общине и что, возможно, это именно та карьера, к которой я стремился.
И по этой причине я получил степень бакалавра, а также завершил подготовку, необходимую для того, чтобы стать пожарным. Я подал заявку на должность пожарного. Мне пришлось несколько раз пройти через процесс подачи заявлений…
Пока, наконец, меня не приняли на работу пожарным в ту самую часть, где я служил волонтером, – в той самой общине, где я вырос. Я продолжал получать образование, чтобы претендовать на руководящую роль. Я стал старшим пожарным. Затем лейтенантом. Недавно меня перевели в руководящую команду – теперь я начальник отдела безопасности и профессионального развития.
И вот с того самого дня я смог более полно реализоваться в своей карьере и почувствовал большее удовлетворение от работы. Я также старался применять навыки, которые я приобрел за свою карьеру, и которые могли бы способствовать развитию сотрудников и росту отдела. Тем не менее, я задаюсь вопросом, не пора ли мне сделать следующий шаг, чтобы подняться выше по карьерной лестнице и занять более влиятельную должность.
Мы обнаружили, что создание сюжетного стержня о переломном моменте в прошлом помогает подготовить людей к тому, чтобы вдумчиво и в сжатой форме рассказать о траектории своей жизни в более широком смысле. Затем приходит время создать второй сюжетный стержень, описывающий то, чего вы хотите добиться на следующем витке своей карьеры. Отправной точкой вашего рассказа может стать предложение: «Когда-то давным-давно мне впервые пришла мысль о том, что пора уходить с нынешней работы...» – и далее по тексту. Если этот стержень получится более абстрактным, чем стержень, посвященный прошлому, вы не одиноки. В конце концов, вы рассказываете о своем предполагаемом будущем, которое еще не наступило.
Если ваша история настолько абстрактна, что люди не могут уследить за нитью повествования, возможно, вы еще не заложили крепкую основу для своей следующей роли. Ваш сюжетный стержень о стремлении к развитию должен быть достаточно четким, лаконичным и действенным, чтобы менеджеры по подбору персонала сразу увидели, насколько это соответствует тому, что они ищут, – а вы могли бы с готовностью представить себя обживающим этот нарратив. Иными словами, этот сюжетный стержень – одновременно и инструмент общения, и еще одна проверка в нашем процессе, помогающая убедиться, что вы действительно понимаете траекторию своих нынешних поисков.