«Вы не справляетесь»: что делать, если вас незаслуженно критикует начальник | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Вы не справляетесь»: что делать, если вас незаслуженно
критикует начальник

Четыре шага, которые помогут спасти карьеру

Автор: Мита Маллик

«Вы не справляетесь»: что делать, если вас незаслуженно критикует начальник
Matt Henry Gunther/Getty Images

читайте также

Ваши критики на работе могут стать вашими друзьями

Джилл Коркиндейл

Три мифа о неравенстве и глобализации

Лукас Ченсел

Догмы в картинках

Литвинов Дмитрий

Скотт Адамс

МакГинн Дэниэл брал Интервью

«Мы понизим вас в должности, — сказал мне бывший руководитель по телефону. — Очевидно, что вы не справляетесь и не приносите никакой пользы организации».

Я стала выяснять, в чем именно проблема, но не получила внятного ответа. В прошлом году мой вклад в работу фирмы оценили на высший балл, а теперь вдруг считают плохим сотрудником. Мне предложили два варианта: заменить коллегу из другого отдела, ушедшую в декретный отпуск, (что не соответствовало моим карьерным ожиданиям) или составить план повышения производительности (и в итоге быть уволенной).

А две недели спустя был убит Джордж Флойд. И вдруг я как глава подразделения, отвечающего за культурное разнообразие, равенство и взаимодействие, стала одним из самых ценных сотрудников компании. Впоследствии выяснилось, что начальник хотел понизить меня в должности, чтобы сэкономить средства для отдела, а еще ему некому было заменить сотрудницу, ушедшую в декрет. Моя репутация неэффективного работника решала две ключевые проблемы.

По данным Министерства труда США, издержки компании из-за плохой работы сотрудника порой составляют не менее 30% от его ожидаемого заработка в первый год. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что недобросовестные исполнители могут совершать серьезные ошибки, не ходить исправно на работу, ухудшать отношения с клиентами из-за непрофессионального подхода, тратить впустую время руководителя и негативно влиять на показатели удержания кадров в команде.

Никто не хочет услышать, что не справляется со своими обязанностями, однако иногда приходится это слышать по вполне объективным причинам. Но что делать, если вы не допускали никаких промахов, а начальник все равно говорит, что вы не оправдываете ожиданий? Это негативно сказывается на вашей репутации в компании, мешает выполнять работу и подрывает вашу уверенность в себе. Если вы считаете, что о вас отзываются несправедливо, вот четыре действия, которые нужно предпринять.

Вспомните свои победы

Пришло время отстаивать себя. Если начальник говорит, что ваша производительность труда сейчас не на должном уровне, будьте готовы оспорить его мнение, указав на свои успехи.

Составьте список важнейших задач, которыми вы занимаетесь, с актуальными данными о ходе их выполнения и показателями, на которые можно будет сослаться. Также сделайте акцент на проектах, в которых участвовали, и проблемах, которые помогали решить. Возможно, руководитель о них не знает. Отправьте ему эту информацию по почте после обсуждения, чтобы у него был задокументированный список ваших побед.

Если вы не ведете регулярно счет достижениям, большим и маленьким, самое время начать. Чтобы ничего не забыть, просмотрите переписку, заметки, сообщения в Slack и календарь. Переходя к новым задачам, мы часто не запоминаем того, что было сделано в прошлые месяцы. Не зная своих успехов, вы не сможете рассказать историю о позитивном влиянии, которое оказываете на деятельность фирмы.

Попросите других рассказать о ваших достижениях

Самому говорить о своих победах — только часть защиты. Попросите коллег и других руководителей рассказать о ваших успехах начальнику и поддержать вас. Лучше попросить о чем-то конкретном, хорошо, если они смогут поделиться подробностями о том, как вы сумели сэкономить средства для компании в недавнем проекте или взяли на себя важного клиента, пока коллега был в отпуске. Если начальник не знает, что другие руководители привлекали вас к каким-то задачам, он может не понимать, чему вы уделяли время. «Вашим сторонникам пора действовать», — сказал мне Майкл Сатерман, управляющий партнер и директор по работе с клиентами Saterman Connect.

Уточните свою актуальную должностную инструкцию

Во время пандемии многим сотрудникам пришлось выполнять работу, выходящую за рамки их должностных обязанностей. Часто требовалось брать на себя задачи, за которые отвечали уволившиеся члены команды, решать постоянно возникающие проблемы из-за перебоев в работе компании и выстраивать новые модели бизнеса. Если начальник не знает обо всех пунктах, это может быть еще одной причиной, по которой вас ошибочно считают плохим работником.

В моем случае было так: в дополнение к обязанностям руководителя отдела по культурному разнообразию, равенству и взаимодействию я по просьбе CEO возглавила кампанию по продвижению бренда в США. Моя работа кардинальным образом изменилась, а должностная инструкция — нет.

Если возникают вопросы о вашей профессиональной эффективности, важно, чтобы должностная инструкция была обновлена с учетом новых обязанностей. Это необходимо для согласования с руководителем целей и ожиданий, которые могли измениться. Если начальник не желает обновлять список, составьте его самостоятельно и отправьте копию ему, а также в отдел кадров, чтобы все стороны имели представление о том, над чем вы работали, и о задачах, появившихся в ходе пандемии.

Оцените, какие у вас есть варианты

Если плохо отзываются о вашей работе, пришло время оценить и рассмотреть все возможные варианты. Может быть, удастся изменить мнение руководителя. Если не получится этого сделать, скорее всего, следующий этап — составление плана повышения производительности. В нем руководитель изложит основные причины отсутствия эффективности и определит четкие требования по улучшению работы. Обычно процесс занимает от 30 до 90 дней и включает в себя еженедельные проверки, а также участие отдела кадров. Если вы успешно выполните план, то останетесь на своей должности или получите возможность перейти в другую команду. Если нет, придется покинуть компанию.

«Вопрос, который следует задать себе, заключается в следующем: хотите ли вы продолжать работать с руководителем, который считает, что вы не оправдываете ожиданий, и постоянно сомневается в ваших способностях? План повышения производительности — это часто неравная борьба, и стоит учитывать распределение сил, особенно когда начальник уверен, что вы не выполняете своих задач, — сказал мне Чак Адамс, управляющий директор LCW. — Вы можете потратить все силы на то, чтобы убедить руководство в своей эффективности, и это скажется на вашем психическом и физическом здоровье. Лучше направить энергию на поиск других возможностей и в таком случае быть уверенным, что вас видят, слышат и ценят, в том числе за ваши способности».

Если решение об уходе принято, Адамс рекомендует, прежде чем подавать заявление, обсудить с руководителем и отделом кадров выходное пособие. Возможно, в зависимости от обстоятельств и сроков пребывания в должности, получится договориться о большой компенсации. Вы также можете запросить продление медицинской страховки или получить доступ к услугам по трудоустройству, чтобы найти карьерного консультанта и новые возможности.

Даже если на вас необоснованно навесили ярлык плохого сотрудника, это не должно влиять на вашу самооценку. В период «великих увольнений», вероятно, пора начинать новую главу. Перед вами откроются большие перспективы, если решать, как должна развиваться ваша карьера и куда двигаться дальше, будет не начальник, а вы сами.