Как не отвлекаться на гаджеты | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как не отвлекаться
на гаджеты

Эксперты учат справляться с перегрузками

Авторы: Розен Ларри , Сэмюэль Александра

Как не отвлекаться на гаджеты

читайте также

Меньше товаров — больше прибыль

Рон Ашкеназ

Падение цен на нефть может повредить не только российскому бизнесу

Эндрю Уинстон

Маленькие гиганты большой благотворительности

Елизавета Биргер

Почему дипломы обесцениваются?

Майкл Стейтон

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ — едва ли не главная проблема современных сотрудников. Днем и ночью на наши компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны приходит столько сообщений и уведомлений, что сосредоточиться практически нереально. Зато отвлекаться и прокрастинировать очень удобно. Стремление быть постоянно на связи мешает и профессиональной, и личной жизни. Мы растрачиваем внимание, силы и время на маловажную информацию и действия. Мы постоянно заняты — но мало что успеваем.

Как показали последние исследования Клиффорда Насса и его коллег из Стэнфордского университета, люди, регулярно переключающиеся с одного источника информации на другой, менее внимательны, хуже запоминают факты и управляются с делами, чем те, кто сосредоточивается на чем-то одном. Как результат — снижение интереса и производительности труда в офисе и дома. По сообщениям некоммерческого консорциума Information Overload Research Group, состоящего из бизнесменов, ученых и консультантов, работники умственного труда в США тратят 25% времени на то, чтобы разгрести гигантские и постоянно растущие завалы из данных, и это обходится стране в $997 млрд в год.

Большинство людей сходится во мнении: необходимо контролировать информационные потоки, иначе они захлестнут нас. Но как это сделать? Мы задали этот вопрос двум экспертам: психологу Ларри Розену и специалисту по цифровым технологиям Александре Сэмюэль. Мы полагали, что столь разные люди дадут «непересекающиеся» друг с другом советы, — и оказались правы. Розен убежден, что мы должны уклоняться от потока информации и заниматься тем, что наполняет нас энергией. Сэмюэль же считает, что лучший способ не отвлекаться на гаджеты — рационально их использовать. Если объединить эти идеи, то получится неплохая инструкция для начинающих.

Делайте перерывы

Марко, 38-летний менеджер, каждое утро, не вставая с постели, отвечал на почту со смартфона. За завтраком он читал новости в приложении CNN и, даже сев за руль, посматривал на экран телефона. В офисе его так отвлекали письма и СМС, что он с трудом выполнял важные задания, а коллеги жаловались, что он рассеян на совещаниях. По вечерам, вместо того чтобы общаться с женой и детьми, он сидел «в телефоне» или за ноутбуком. Во всем этом Марко признался мне, когда я выступал в школе его детей. Он спросил, смогу ли я помочь ему измениться. Я заверил его, что это возможно и что он такой не один.

Уже несколько лет психологи изучают значитель­ные перемены во взаимоотношениях человека и техники. Одно из исследований на эту тему мы с коллегами провели в 2008 году и повторили в 2014-м. Мы показывали представителям трех поколений — бэби-бума (те, кто родился после Второй мировой войны), поколения Х (родились в 1965—1979) и интернет-поколения (родились в 1980-е) — список из 132 видов деятельности, ­сгруппированных по парам (всего — 66 пар). Нашей задачей было выяснить, что из этого они обычно делают одновременно. Мы ­спрашивали, например, «Бывает ли так, что вы работаете в интернете и пишете СМС?» или «Вы проверяете почту во время еды?». В 2008 году бэби-бумеры выбрали 59% пар, поколение Х — 67%, интернет-поколение — 75%. В 2014-м эти показатели выросли: бэби-бумеры отметили 67% пар, поколение Х — 70%, интернет-поколение — 81%. К участию во втором исследовании мы привлекли представителей поколения i (1990-е) — и они указали на 87% пар, даже если одно из занятий в паре само по себе казалось им сложным.

Многозадачность не всегда полезна. Одновременно делать две вещи хорошо можно, только если как минимум одна из них доведена до автоматизма. Например, можно идти и жевать жвачку. Но проверять почту во время совещания? Читать Facebook и работать? Исследования показали, что само наличие телефона снижает производительность труда и качество работы и что студенты, отвлекающиеся во время учебы, дольше овладевают материалом и ощущают больший стресс. Глория Марк из Калифорнийского университета в Ирвайне подсчитала, что человек в среднем работает около трех минут, ­прежде чем отвлечься (обычно на электронное общение), а на то, чтобы вернуться к работе, у него уходит 20 минут.

Некоторые считают, что попали в зависимость от элект­ронных устройств. Но зависимость ассоциируется с удовольствием, а мы от этого, скорее, страдаем, так что я бы сформулировал это иначе. Более точными мне кажутся термины FOMO (страх пропустить что-то важное), FOBO (страх остаться без связи) и номофобия (страх оказаться вне зоны действия сети) — это формы тревожности, граничащие с навязчивыми состояниями и маниями. Люди «залезают» в компьютер, планшет, телефон потому, что боятся позже всех что-то узнать, запоздать с ответом, с комментарием или лайком.

Это подтверждают исследования. Мы обнаружили, что многие люди, независимо от возраста, включают смартфон каждые 15 ми­нут или чаще — а если такой возможности нет, приходят в волнение. Моя кол­лега Нэнси Чивер привела 163 студентов в лекционный зал и попросила их сидеть молча, не работая и не пользуясь телефонами, а затем в тече­ние часа оценивала уровень их тревожности. Состояние испытуемых, которые обычно редко пользовались смартфонами, не изменилось. Те, кто привык включать смартфоны от случая к случаю, встревожились, но потом успокоились. У «сидящих в телефоне» сутки напролет уровень тревожности подскочил и продолжал расти.

Как же успокоиться и перестать отвлекаться? Я рекомендую три стратегии, направленные на временный уход от гаджетов ради возможности сосредоточиться. Прежде всего, вырваться из цифровых объятий помогут поведенческие шаблоны. Проверьте все свои устройства, затем закройте их и поставьте телефон на бесшумный режим. Заведите таймер на 15 минут. Когда он прозвенит, уделите гаджетам одну минуту. Продолжайте в том же духе, пока не доведете перерывы до часа или пары часов.

Вторая стратегия родилась под влиянием изысканий Натаниэла Клейтмана, установившего, что работа мозга подчинена 90-минутным циклам покоя и активности. Каждые полтора часа надо делать перерыв-подзарядку, особенно если мозг перегружен работой с разными источниками информации. Даже 10-минутная прогулка произведет успокаивающий эффект. Можно также послушать музыку, заняться спортом или помедитировать.

И третье: уберите гаджеты из спальни. Специалисты Национального фонда сна (NSF) и клиники Майо заметили, что приборы на светодиодах голубого свечения мешают нормальному сну, который важен для усвоения знаний, удаления ненужной информации и токсичных побочных продуктов деятельности нейронов. NSF рекомендует воздерживаться от просмотра цифрового контента за час до сна, а клиника Майо — приглушать свечение используемых вечером экранов, не подносить их к лицу ближе, чем на 35 см, и выносить из комнаты перед сном. Цель — заблокировать выброс нейромедиаторов, стимулирующих мозг, и усилить выработку мелатонина.

Я уговорил Марко периодически «отключаться от сети» и устраивать себе отдых. Он стал совершать короткие ­прогулки, а на ночь оставлять телефон на кухне. Через месяц он на­учился откладывать гаджеты на полчаса, почувствовал себя счастливее, стал внимательнее. Мы обращаемся к технике, чтобы развеять свои тревоги, — но передозировка только усугубляет их. Чтобы разорвать порочный круг, нужно ограничить использование цифровых устройств.

Ларри Розен (Larry Rosen) — профессор психологии Университета штата Калифорния в Домингес-Хиллс, один из редакторов книги «The Wiley Blackwell Handbook of Psychology, Technology and Society» (Wiley, 2015).

Гаджет против гаджета

Я 20 лет наблюдала, как люди обращаются с технологиями, и поняла: клин клином вышибать в данном случае не только можно, но и нужно. В цифровую эпоху отключить все устройства — не выход. Мы работаем, общаемся и ­дружим через экраны, и мало кто может позволить себе не быть на связи большую часть дня (или по вечерам и выходным). Недавнее исследование Tata Communication показало, что американцы, европейцы и азиаты проводят в интернете более пяти часов в день и, если доступа к сети нет, 64% из них испытывают тревогу.

Тиффани Содер, президент брендингового и маркетингового агентства Element Three, знает, с какими проблемами сталкивается руководитель растущего бизнеса, вынужденный постоянно быть на связи. Когда в 2011 году компания показала потрясающие результаты и подписала договор с крупным клиентом, Тиффани была готова рассказать о ней и о себе миру. Она понимала, что нужно завести Twitter, — но это значило взять на себя дополнительные обязанности, а ей и так приходилось отвечать на массу сообщений. «Электронная почта была моим кошмаром, — вспоминает она. — Казалось, я работаю не на себя, а на нее».

Но дело было не в устройствах и технологиях, а в том, как Тиффани их применяла. Подобно многим руководителям, она не пользовалась инструментами, призванными облегчить ­онлайн-коммуникацию и сделать ее максимально продуктивной. Первое, что нужно предпринять, — избавиться от иллюзии, что можно все успевать: обрабатывать все письма, читать все важные новости, ежедневно писать глубокомысленные посты. Вместо этого нужно поставить себе цель сортировать и ограничивать получаемую информацию, а также оптимизировать работу с важными данными. Далеко не на все письма нужно тут же отвечать, не все отраслевые новости важно знать.

Сократить количество входящих сообщений может быть непросто; большинство людей, которых я консультировал, боятся что-нибудь пропустить. Но, начав отфильтровывать лишний «шум», они понимают, что стали лучше общаться с клиентами и ­коллегами, сохранили ­прежний уровень информированности и успевают поддерживать свой профиль в соцсетях, — все это без лишней траты времени.

Электронная почта может стать одним из мощнейших отвлекающих факторов. Если у вас накапливается куча неотвеченных писем или вы стремитесь отвечать на каждое, не успевая выполнять остальные дела, вам нужно автоматизировать хотя бы часть этой работы. Outlook, Gmail и большинство других почтовых клиентов позволяют устанавливать правила и фильт­ры, отсеивающие все сообщения, кроме важнейших. Менее срочные письма можно перенаправлять в соответствующие папки и просматривать позже. Есть ряд писем, не ­требующих мгновенной реакции: информа­ционные бюллетени, подтвер­ждения покупок, корпоративная рассылка, уведомления соцсетей и даже приглашения на ­встречи (если они сразу экспортируются в календарь и отображаются там). Не волнуйтесь, они не исчезнут — просто отправятся в тематические папки и будут ждать, пока у вас появится время. Выделяйте на работу с ними по часу в день или в неделю. Фильтрация почты позволит вам быстро и комфортно сортировать и просматривать полученные сообщения. А если вы боитесь пропустить важное письмо, периодически пролистывайте весь массив входящих.

Автоматизация также облегчает чтение новостей. Многие интересуются новостями магазинов, известных людей, тематических форумов — но если вы ищете их по всей сети или просматриваете множество малополезных пос­тов или статей, вы зря тратите время. Лучше начните ­собирать­ важнейшую информацию с помощью агрегатора — например, feedly (он работает и на компьютерах, и на мобильных устройствах), Flipboard или Reeder. Вы можете подписаться на любимые новостные ресурсы, блоги, форумы и аккумулировать все важные сообщения в одном месте. Читайте их раз в день или пару раз в неделю. Этот подход особенно полезен, если вы четко определяете, какие статьи вам нужны. При настройке требований к поиску попробуйте разные сочетания ключевых слов и хэштегов (например, «производительность И #автоматизация»), а затем направьте результаты в один или несколько RSS-каналов. Такие каналы есть не у каждой поисковой ­системы, а некоторые умудряются их глубоко запрятать, но как только вы получаете URL-адреса для уже созданных каналов, их можно скопировать в агрегатор. Помните: читать все невозможно и не нужно. Вам требуются значимые новости и данные по конкретной теме плюс немного дополнительной информации для размышления и нечто уникальное, чем можно поделиться.

А как быть с онлайн-общением? Лайки, комментарии и твиты помогают наращивать профессиональный авторитет и строить новые отношения, но отнимают много времени. Поэтому я советую перегруженным менеджерам автоматизировать хотя бы часть работы. Например, с помощью того же агрегатора. Большинство подобных приложений позволяет размещать посты в Twitter, LinkedIn и Facebook одним нажатием кнопки. Но еще лучше инструменты вроде Hootsuite, Buffer или Social Inbox: с их помощью можно писать в несколько сетей сразу и задавать график публикаций. Единожды настроив подобную систему, вы будете меньше чем за час создавать обновления на целую неделю. Просто по мере чтения статей в агрегаторе ставьте самые полезные в очередь для размещения в соцсетях и добавляйте к ним комментарии. Это очень удобно и незатратно — вы сможете каждый день что-то публиковать, даже если времени на поиск интересных ссылок у вас не будет.

Сегодня Тиффани пользуется всеми преимуществами автоматизации. Фильтры Gmail позволяют ей отделять рекламные рассылки и уведомления соцсетей от важных сообщений, так что, проверяя почту в течение дня, она просматривает только самое важное. Пару раз в неделю она читает все остальное и размещает наиболее полезные отраслевые новости в соцсетях с помощью Social Inbox. Теперь она уже не раб папки «Входящие», ей удалось освободить вечера для личной жизни, а компания Element Three процветает.

Автоматизация не устраняет тягу к гаджетам, но помогает бороться с ней. Фильтры элект­ронной почты, агрегаторы, планировщики записей в соц­сетях и другие инструменты существенно упрощают отбор действительно актуальной информации. Вы сможете разгрузить себя и сосредоточиться на важнейших задачах.

Александра Сэмюэль (Alexandra Samuel) — эксперт в области онлайн-поведения, автор книги «Work Smarter with Social Media» (Harvard Business Review Press, 2015); ранее проводила исследования социальных медиа для «Vision Critical», компании — лидера в области клиентской аналитики, работавшей с некоторыми организациями, упомянутыми в статье.

* деятельность на территории РФ запрещена