Пять правил эффективной работы из дома | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять правил эффективной работы
из дома

Времена, когда работа из дома ассоциировалась с образом заспанного лентяя в пижаме, стремительно уходят в прошлое.

Автор: Кэролин О'Хара

Пять правил эффективной работы из дома
Dillon Shook / Unsplash

читайте также

Пусть наука станет бизнесом

Алекси Оливер,  Ким Филлип,  Котха Редди

Почему неоднородным командам важна психологическая безопасность

Хенрик Бресман,  Эми Эдмондсон

Почему известное лучше нового

Скотт Беринато

Как повысить эффективность многоканальных продаж

Все больше людей отказываются тратить время на долгую дорогу и переходят на работу из дома. Но и фрилансеру, и штатному специалисту, который теперь является в штаб-квартиру лишь изредка, трудновато бывает организовать работу самостоятельно. Как добиться успеха? Как сохранить сосредоточенность и продуктивность? И как разграничить работу и личную жизнь?

Что говорят специалисты

Времена, когда работа из дома ассоциировалась с образом заспанного лентяя в пижаме, стремительно уходят в прошлое. Технологический прогресс и стремление работодателей сократить расходы привели к тому, что за пределами офиса оказалось гораздо больше сотрудников, чем когда-либо прежде. По некоторым оценкам, в период с 2005 по 2012 гг. число американцев, работающих вне офисного пространства, выросло на 80%. «Очевидна и выгода для сотрудников: гибкий график, независимость, работа в собственном пространстве», — говорит Нэд Хэллоуэлл, автор книги «Driven to Distraction at Work». Да, при правильной организации работа на дому дает заметно лучшие результаты. В прошлом году исследователи из Стэнфордского университета убедились, что продуктивность сотрудников, работающих из дома, на 13% превышает результаты просиживающих в офисе коллег. «Люди подтверждают данные наблюдения, из дома они, действительно, успевают сделать больше», — говорит Стивен Крамер, психолог, автор книги «The Progress Principle», и «из всех стимулов работы самый важный — это ощущение, что твой осмысленный труд успешно продвигается». Приведенные ниже советы помогут вам эффективно организовать рабочий процесс из дома.

Установите регулярное расписание

«Без контроля даже самые сознательные начнут лениться», — утверждает Хэллоуэлл. Расписание не только придает четкую структуру рабочему дню, но и помогает сохранить мотивацию персонала. Начинайте рабочий день так, словно работаете в офисе: вставайте не слишком поздно, одевайтесь и, включив компьютер, старайтесь не отвлекаться на интернет-приманки. Давно ли вы работаете из дома или только недавно начали — потратьте несколько недель на то, чтобы установить оптимальный для себя ритм. Затем нацельтесь на реалистичные ожидания, наметив «дневную норму».

«Составьте расписание и придерживайтесь его», — вторит Хэллоуэллу Крамер. Обязательно оставьте себе время для отдыха, а если пришлось поработать над проектом сверхурочно, потом непременно компенсируйте себе это время.

Установите четкие границы

Когда человек трудится из дома, возникает опасность проникновения работы в личную жизнь. «Нужно установить четкие границы, иначе получится, что вы всегда на работе», — предупреждает Хэллоуэлл. Вот почему так важно разделять эти две стороны вашей жизни. Хороший способ — выделить постоянное место для работы. Также хотелось бы, чтобы друзья и близкие понимали: в рабочие часы вас нельзя беспокоить, хоть вы и дома. «Даже звонок в дверь я проигнорирую, если никого не жду, — говорит Крамер. — Это правило помогает мне сохранить сосредоточенность в рабочие часы и переключиться после работы на домашние хлопоты».

«Установите расписание не только для работы, но и для тех часов, которые вы собираетесь уделить себе и членам своей семьи, — советует Крамер. — Обозначьте это время в расписании так же четко, как и рабочие часы». И в разгар бурной деятельности все же останавливайтесь вовремя. Если прерваться на полуслове, легче будет наутро продолжить с этого места — совет, годный для всех, но особенно для тех, кто работает из дома. «Эрнест Хемингуэй норовил остановиться на полуфразе, — напоминает Крамер, — тогда ему легче было на следующий день продолжить, начав с этой зарубки».

Регулярно делайте паузы

Силен соблазн работать до последнего издыхания, особенно когда пытаешься доказать, что и дома продуктивность не снизилась по сравнению с офисом. Но жизненно необходимы «регулярные паузы для отдыха мозга», — говорит Хэллоуэлл. Как часто их делать? Исследователи из компании, работающей в соцсетях, отследили привычки своих наиболее продуктивных сотрудников и выяснили, что лучшие из них трудятся в среднем 52 минуты, а затем 17 минут отдыхают. Специальных предписаний, как именно следует выделять эти паузы, нет. «Можно поглядеть в окно или пролистать газету», — говорит Хэллоуэлл. Годится любая деятельность, которая позволит мозгу быстро восстановиться. «Мозг — тоже своего рода мышца. Ему нужно отдыхать, — поясняет Крамер. — Прогуляйтесь, потянитесь, сделайте зарядку. И снова за работу!»

Сохраняйте контакт с коллегами

Продолжительная изоляция снижает мотивацию, а значит, и продуктивность. Если ваша работа не требует ежедневного контакта с людьми, придется позаботиться о такого рода общении. Назначайте регулярные встречи за кофе и т. д. с коллегами, клиентами и партнерами. Станьте членом профессиональных организаций. Используйте социальные сети, например LinkedIn, чтобы не потерять тех, кто живет далеко. Поскольку и для продвижения по службе существенно «находиться на глазах», почаще вступайте в разговор с коллегами и начальством. «Сообщайте людям, что вы делаете, — говорит Крамер. — Нужно в свободной форме отчитываться о проделанном объеме работы за день. Это полезно не только для карьеры, но и для психологического состояния».

Празднуйте победы

Когда человек остается один на один со своей работой, ему трудно сохранять мотивацию, тем более что его многое отвлекает — Facebook, стопка грязного белья, неразобранная кладовка. Хороший способ подстегнуть себя — потратить минутку на то, чтобы вспомнить достижения этого дня, а не терзать себя тем, что еще предстоит сделать. «Ближе к вечеру похвалите себя за сделанное, не фиксируясь на том, что не успели», — говорит Крамер. Можно также вести журнал, отмечать в нем события дня и в том числе проставлять галочки. Ежедневно напоминая себе о своих достижениях, вы включите благой цикл и сможете продвигаться вперед.

Основные принципы

Что делать:

  • Составить расписание и придерживаться его.

  • Концентрироваться на достижениях каждого конкретного дня, чтобы сохранить мотивацию.

  • Выделить себе рабочее пространство и объяснить близким, что в рабочие часы вы недоступны.

Чего не следует делать:

  • Не работать день напролет без пауз — снизятся мотивация и продуктивность.

  • Не изолировать себя — лучше выбраться из дому и пообщаться с коллегами и партнерами.

  • Не забывать регулярно отчитываться коллегам и начальству, оставаться «на виду» даже вне офиса.

Пример №1: Организованность и адаптация

Для Хизер Шпор, писательницы и копирайтера из Лос-Анджелеса, переход на фриланс был отнюдь не добровольным выбором. Проработав 10 лет в корпорации в отделе продаж на жаловании, исчислявшемся шестизначными числами, она в 2008 году оказалась не у дел. «Но младшая у меня была еще маленькая, так что я решила, что все к лучшему», — вспоминает Хизер. Сейчас она пишет статьи для самых разных сайтов: и семейных, и банковских, для «автомобильных гигантов, фармацевтических корпораций, косметических компаний и так далее».

Хотя Хизер предпочитала регулярный рабочий день, поиск новых заказов наряду с выполнением уже имеющихся зачастую вынуждает ее перерабатывать. «Соблюдать расписание трудно, потому что такова уж участь фрилансера: разом густо, разом пусто», — вздыхает она.

Чтобы структурировать свою рабочую жизнь, Хизер каждое воскресенье, уложив детей спать, садится за стол и составляет расписание на будущую неделю. «У меня отлично выходят такие таблицы, — говорит она. — Я расписываю работу по дням, выделяю самое главное. Затем каждый день я корректирую расписание, потому что появляются и какие-то новые задания». Она также оставляет каждый день час про запас. «Если няня опоздает, у меня не сорвется график, — поясняет Хизер. — Когда я сообразила добавить этот час, стресс стал заметно меньше».

Она делает обязательные паузы, отмеряя будильником «уроки» по 45 минут. «Я даю себе 5—10 минут — пройтись по дому, перекусить, проверить почту или сыграть, — говорит Хизер. — Поначалу я винила себя за такие прихоти, но оправдывалась тем, что в офисе отвлекалась гораздо чаще. И сейчас, даже с паузами, я успеваю намного больше».

Труднее всего Хизер дается одиночество. «Я человек общительный, экстраверт, мне нравится толкаться среди людей», — говорит она. Чтобы не страдать в изоляции, Хизер отводит в расписании время для встреч с коллегами и друзьями. Она также нашла замечательные группы в интернете, где общаются другие писатели-надомники. «Со многими я познакомилась через группу Citigroup’s Women & Co. и через LinkedIn. Я захожу в чаты, всех приветствую и подключаюсь к разговору», — вспоминает Хизер.

Пример №2: Границы между жизнью и работой

В начале этого года Кэтрин Кэмпбелл открыла в Эшвилле, штат Северная Каролина, собственную фирму по бизнес-стратегиям и брендированию. У нее уже имелся опыт работы из дома. Ее предыдущая должность — директор по маркетингу в агентстве копирайтинга — также была виртуальной, но Кэтрин сознавала, что после запуска собственной компании придется укрепить внутреннюю дисциплину. «Управлять своим временем и не работать сверхурочно — вот главная проблема», — сетует она.

С самого начала Кэтрин установила строгие правила, чтобы разграничить работу и личную жизнь.

«Главное — правильная установка и границы», — советует Кэтрин. Она не устанавливает на смартфоне рабочую почту, чтобы избежать соблазна проверять ее в любое время дня. По скайпу она отвечает только по предварительной договоренности, в электронных письмах непременно обозначает часы работы: с 9 до 17. «Уходя с работы, ты свободна, — рассуждает она. — И так же нужно подходить к делу, работая из дома».

Кэтрин также старается не проверять почту в начале рабочего дня, отводя этот час на маркетинг и рекламу, а также на составление списка срочных дел. «Этот “тихий час”» дает мне возможность сосредоточиться и расправиться с мелкими делами, чтобы потом весь день посвятить работе с клиентами», — говорит она. С такой же обязательностью Кэтрин ежедневно выходит из дома в любую погоду, ровно в 17 часов. «Я выхожу погулять или за сыном в школу, на собрание в группе, на встречу с друзьями или коллегами, а иногда просто что-нибудь прикупить к ужину».

Если Кэтрин приходится допоздна засиживаться за работой, она потом возвращает себе сверхурочные часы. «Это умное расписание, — объясняет Кэтрин. — Я соглашаюсь принять лишнего клиента или закончить срочный проект, пусть даже приходится посидеть над ними ночку-другую. Но за это в ближайшую пятницу я закончу работу ровно в два».

«Работа из дома имеет свои тонкости, — считает она. — Нужно все время идти c самим собой на компромиссы, чтобы твой бизнес не съел твою личную жизнь».

Об авторе. Кэролин О'Хара (Carolyn O’Hara) — писатель и редактор из Нью-Йорка, сотрудничала с The Week, PBS NewsHour, Foreign Policy, AARP Magazine, The New Republic.

* деятельность на территории РФ запрещена