«У меня миллион дел!» | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«У меня
миллион дел!»

<p> Как работающим родителям не сойти с ума и держать все под контролем </p>

Автор: Дейзи Вейдман Доулинг

«У меня миллион дел!»
unsplash.com/@danielkcheung

читайте также

Лидеры тоже тревожатся

Морра Ааронс-Меле

Хороший лидер не должен бояться быть славным парнем

Джо Панепинто

Свежий Harvard Business Review Россия

Почему вы боитесь успеха?

Манфред Кетс де Врис

Пересмотреть бюджет. Пойти в среду на родительское собрание. Скорректировать маркетинговый обзор. Подать заявку на летний лагерь. Ответить кадровикам по поводу собеседований. Забежать в магазин — дома есть нечего. Начать работать над квартальным прогнозом. Позвонить кровельщику насчет сметы. Организовать стратегическую сессию для команды. Записать детей на прививки. Вернуться к обсуждению плана по ИТ с Джейшем и Лиу. Помочь Томми с подготовкой к завтрашней контрольной...

Если вы — работающий родитель, то примерно так и выглядит ваш список дел, который постоянно увеличивается, и ему нет конца и края. Удивительно ли, что, по результатам исследований, большинство работающих родителей чувствуют себя нервными, уставшими и заваленными делами? Или что мысли о предстоящих задачах заставляют их почувствовать себя, мягко говоря, перегруженными?

Как ответственный человек и усердный работник, вы умеете всерьез браться за дело и достигать результата. К тому же, когда у вас родились дети, вы перепробовали множество способов, чтобы не отстать в условиях ускорившегося ритма жизни: списки дел перекочевали из блокнота в смартфон, вы реорганизовали задачи в Outlook, чаще работаете дома по вечерам, отвечая на бесконечные письма, спите с каждой ночью все меньше.

Но вас все еще преследует навязчивое чувство, что вы делаете недостаточно, не справляетесь, мало внимания уделяете действительно важным вещам — и что совсем скоро механизм может дать сбой.

Проблема не в ваших организационных способностях или отношении к труду. Так устроен человеческий мозг. Когда дел уйма, а окружающие так многого от вас ждут, чувствовать себя перегруженным — нормально.

Но в то же время есть простые и эффективные методы, как с этим чувством бороться. Все работающие родители могут начать их применять прямо сегодня, чтобы ощутить себя более компетентными, спокойными и уверенными, и начать постепенно сокращать свой список задач. Приведу четыре самых действенных способа.

Помните о своей конечной цели. Грамотно

организованные компании и их руководители имеют ясное видение своего будущего. У них есть несколько стратегических целей. Они устанавливают целевые показатели прибыли каждый год и знают, какие результаты позволят им произнести «Мы справились». Имея четкое представление о том, в каком направлении идти, они уверены в своих решениях, а мотивацию им дают планы на будущее.

А вы, работающий родитель, поступаете так же?

Большинство из нас старается хотя бы просто прожить этот день, и, честно признаться, это непросто. Стремление сосредоточиться и переделать все дела заставляет работающих родителей почувствовать еще большую перегруженность и неспособность «победить». Вы подчинены ежедневному плану, а не наоборот. «Сегодня у меня миллион дел» — если постоянно так думать на протяжении 18 лет (или более), пока вы работаете и воспитываете детей, сил и уверенности не прибавится.

Определив желаемый долгосрочный результат, то есть представив, каким именно вы хотите видеть свой будущий успех, можно изменить положение дел. «Быть вице-президентом компании и растить здоровых детей, которые, повзрослев, обретут финансовую независимость» — такое осознание своей цели создаст чувство целеустремленности, уверенности и воодушевления. Решение принято. Цель достижима, и теперь можно сконцентрироваться на задачах, возникающих на пути к ней. Даже в самые тяжелые дни у вас будет ориентир, и вы точно поймете, когда достигнете своей цели.

Я уточню: нет какого-то «волшебного рецепта для работающих родителей». Для каждого существует свое определение успеха. Кому-то подойдет такое: «Быть генеральным директором компании и вместе с супругой (супругом) растить здоровых и порядочных детей». А другому — такое: «Достичь финансового благополучия, чтобы оплатить образование детей, и никогда не пропускать семейные ужины». Определив личную цель, которая включает все, чего вам бы хотелось — от карьеры до воспитания детей, вы вскоре перестанете сильно беспокоиться и будете держать свои эмоции под контролем.

Разумно тратьте время. У тех родителей, которые четко представляют себе, над чем следует работать, лучше получается вычеркивать из своих ежедневников ненужные дела, а потому тратить больше сил и времени на более важные вещи, которые приносят удовлетворение.

Предположим, ваша цель — «стать партнером в фирме, быть лидером в местном профессиональном сообществе и вырастить хорошо воспитанных, верующих детей». Тогда важно прилагать дополнительные усилия на работе, посещать проводимые в городе отраслевые конференции и водить детей в воскресную школу. А вот представлять свою фирму на международной конференции или присутствовать на каждом футбольном матче не так важно, поскольку это в меньшей степени соответствует поставленной цели.

Как человек, совмещающий работу и воспитание детей, попробуйте каждую пятницу проводить 10-минутную «ревизию списка дел». Те из них, что не отвечают вашим целям, поручите кому-нибудь другому. Или отмените 5% из них. Такая привычка позволит освободить значительное количество времени и повысить удовлетворенность и уверенность.

Ведите список выполненных задач. В конце 1920-х русский психолог Блюма Зейгарник описала эффект, названный ее именем. Его суть в том, что люди лучше запоминают незавершенные или прерванные действия и больше заостряют на них внимание. Именно поэтому мы весь день напеваем песню и пытаемся вспомнить, как она заканчивается, услышав всего несколько секунд по радио. По этой же причине сюжетные линии большинства сериалов остаются незавершенными в конце каждого эпизода, и мы с нетерпением ждем, что же будет дальше.

Незавершенные задачи мучают нас. Они занимают все наши мысли и создают напряжение. Когда что-то не завершено, мы нервничаем. Невыполненные задачи, как домашние, так и рабочие, доставляют работающим родителям огромное беспокойство. Список дел необходим, но независимо от того, как и в какой форме вы его ведете, это не поможет бороться со стрессом, а может даже и усугубит его.

Здесь можно применить такую хитрость: вести краткий, информативный список выполненных (а не предстоящих) домашних и рабочих задач. Запишите завершенные в этом году проекты, разрешенные проблемы, ваши достижения — что бы это ни значило для вас. Повысили квартальную прибыль. Нашли репетитора для Саши. Привлекли нового клиента из фарминдустрии. Удалось прийти на бейсбольный матч Диего на прошлой неделе. Этот список будет вам напоминать о том, сколько всего сделано в вашей профессиональной и личной жизни.

Мои клиенты и ученики отмечают, что, даже просматривая список всего одну минуту, они меньше чувствуют беспокойство и перегруженность. Как сказал один мой клиент, это дает «ощущение близости к победе».

Возьмите в привычку просматривать намеченные дела, вытесните навязчивую мысль «надо сделать» уверенными словами «уже готово». Это принесет спокойствие и удовлетворение.

Регулярно отдыхайте. Остановить беговую дорожку, которой подобна непрерывная череда дел работающих родителей, или снизить ее скорость, не получится, но вы можете ненадолго сойти с дистанции.

На днях выделите себе 20 минут: выключите все свои устройства, отложите список дел и не делайте совершенно ничего «полезного». Вам просто нужно провести время с семьей, занявшись чем-то приятным. Можно вместе поужинать, научить малыша забавному танцу или пойти на пробежку со старшим сыном. Вы авторитетный человек и компетентный работник, но на эти 20 минут вас ни для кого не существует.

Даже за такой короткий промежуток времени вы заметите, что напряжение снизилось, а ощущение, что вы сделали что-то хорошее для себя и своей семьи, усилилось. Что еще важнее, во время напряженного дня вы вновь обретете чувство контроля: вы приняли решение поступить именно так — и осуществили задуманное.

Во многих мировых религиях присутствует идея «шаббата», времени, когда даже самые успешные люди отдыхают. Это действительно работает. Выделяя время на то, чтобы отключиться от внешнего мира и работы, вы восстанавливаете баланс и становитесь выносливее и продуктивнее. Работающим родителям трудно быть гибкими и находить время на длительные перерывы. Но даже для самых занятых из нас, представителей профессий, требующих значительных усилий и не терпящих задержек, найти 20 минут, вполне реально.

Быть работающим родителем — задача, требующая немалых сил, ведь один человек должен выполнять две сложнейшие работы в мире, который не знает отдыха. Как и в любой другой работе «повышенной сложности», усталость, стресс, неуверенность в себе из-за перегруженности неизбежны. И все же чем точнее вы возьмете курс, который будет определять ваши решения, чем больше будете уверены в своих результатах и довольны собой на пути к цели, тем лучше для вас, вашей карьеры и семьи сложится этот и последующие годы.

Об авторе. Дейзи Вадеман Доулинг — основатель и CEO консалтинговой фирмы Workparent, консультирующей работающих родителей и компании, которые их нанимают.