Вера Вонг: «Бизнес — это и есть творчество» | Большие Идеи

・ Дело жизни
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вера Вонг: «Бизнес — это и
есть творчество»

Дизайнер Вера Вонг о своей карьере и родстве творчества и бизнеса

Автор: Элисон Биард

Вера Вонг: «Бизнес — это и есть творчество»
Фото: из архива Веры Вонг

читайте также

Почему так много некомпетентных мужчин становятся руководителями?

Томас Чаморро-Премузик

Герман Греф: «Русский стиль менеджмента неэффективен, но результативен»

Марина Иванющенкова

Приемы продуманного завершения собрания

Пол Аксель

Почему брать на работу выпускников престижных вузов не всегда выгодно

Василь Тарас,  Гришма Шах,  Марьяна Гункель,  Эрнесто Таволетти

Вера Вонг запустила свою линию свадебных платьев и открыла в Нью-Йорке магазин, когда ей было 40: до этого она много лет работала редактором раздела моды в журнале Vogue, а позже создавала аксессуары для Ralph Lauren. Сегодня, три десятка лет спустя, Vera Wang — это глобальный бренд в сфере моды, красоты, украшений и даже домашней утвари.

HBR: Почему вы решили стать независимым дизайнером именно в этом возрасте?

Вонг: Возможно, я предпочла бы начать в 20 или в 30 лет — но тогда, думаю, мне это было не по плечу. Даже в 40 у меня не было убежденности, что я справлюсь. Я всегда жила с мыслью, что нужно набраться опыта и накопить денег. У меня за спиной уже были две невероятные карьеры: в Condé Nast и в Ralph Lauren. И все же казалось, что мне не хватает навыков и уверенности. Меня подтолкнул отец. Я тогда готовилась к свадьбе (мне было 39, это немало для невесты) и искала платье. Отец решил, что это отличная бизнес-возможность. Он сам был предпринимателем и обратил внимание на то, что свадебная мода сопряжена с относительно низким риском: не надо держать большие склады, не нужен широкий выбор ткани (в то время было так), при этом поток клиентов стабилен, ведь люди не перестают вступать в брак. Правда, постоянных покупателей почти нет. Я вообще ничего не знала о дизайне свадебных платьев. И не считала, что готова заниматься этим. Но у меня была цель: увлечься чем-то, начать работать в этой области и внести в нее ощутимый вклад. Что я и сделала.

Чему вас научил Ральф Лорен?

У Ральфа четкое представление о сути его бренда. Что бы ни происходило, его не свернуть с пути. Иногда на совещаниях он заявлял: «Можете не рассказывать мне, что делают другие. Мне все равно». Ральф продавал миру свой взгляд на Америку, и его люди верили в него. А если кто-то не верил — он указывал на дверь. Работая у человека с ­такой внутренней убежденностью, перенимаешь его подход.

Какие советы вы даете молодым дизайнерам?

Иметь мечту — прекрасно. Но для начала поработайте у того, кого уважаете (или хоть у кого-нибудь): вы будете учиться, а вам за это будут платить. Трудитесь не разгибаясь, не лезьте в политику, уважайте людей, делайте свое дело и, главное, будьте открыты. Ни в Vogue, ни в Ralph Lauren я не считала рабочие часы. Вечером в воскресенье? Без проблем! В субботу, когда я провожу время с семьей и друзьями? Уже бегу: спасибо, что вам небезразлично мое мнение и что вы даете мне шанс поучиться у умных и успешных людей. Я всегда так относилась к работе.

Вы и дизайнер, и руководитель. Как вы находите баланс?

Я только и делаю, что расставляю приоритеты. «Сначала вот это, и чтоб никто не мешал, потом вот это, дальше вот это». Есть дизайнеры, которые мыслят только категориями дизайна и не понимают, что компания — это не только они: есть еще аренда, страховка, зарплата. Когда ты владелец, ты всегда помнишь сразу обо всем, ведь от тебя зависит достойная жизнь множества людей. Каждый раз, принимая решение, я задаюсь вопросом: я это делаю для себя или для бизнеса? У меня в голове из-за этого война. С другой стороны, не менее сложно быть творцом и не иметь права голоса в управлении компанией. Наша индустрия очень сложная. У нас море конкурентов. Все стремительно меняется. Помню, отец сказал мне: «Я знаю, ты хочешь быть творческим человеком. Но ведь бизнес — это и есть творчество». И он прав.