читайте также
Желая помочь студентам лучше понять трехмерную геометрию, профессор архитектуры придумал головоломку, которая, выйдя на глобальный рынок в 1980 году, поразила воображение нескольких поколений. Кубик Рубика стал одной из самых популярных игрушек в истории: на данный момент продано более 350 млн штук. Сегодня Эрне Рубик вместе со своей компанией занимается популяризацией и продвижением образования в сфере науки и искусства. Его первая книга «Cubed: The Puzzle of Us All» только что вышла из печати.
HBR: Кто вдохновлял вас, влиял на вашу карьеру?
Рубик: На меня влияют не столько люди, сколько поступки. Я восхищаюсь литературой, искусством, инженерным делом — процессом творения. Так что не могу назвать имена — зато могу назвать произведения. Надеюсь, что слава, если она у меня есть, вызвана не моей уникальностью, а кубиком и его особенностями.
Как стать хорошим учителем?
Делиться знаниями с учащимися, конечно, важно — но еще важнее раскрывать их способности и помогать им понять себя и свои возможности. Учиться — не значит накапливать информацию. Учиться — значит развивать умение отыскивать новые ходы в непривычных обстоятельствах.
Как вы придумали кубик Рубика?
Я люблю геометрию, конструирование, работу с 3D-объектами. Я искал способ объяснять трехмерные преобразования. Так и получился кубик. Мне не нравится слово «изобретать»: на самом деле я просто заметил решение, которое не увидели или не оценили другие. Человек может идти по дороге и видеть обычные камни — а вы можете заметить, что один из камней — алмаз, просто его истинный потенциал пока скрыт. Чтобы его выявить, требуется терпение.
Решив продавать кубик за рубежом, с какими препятствиями вы столкнулись?
Когда создаешь что-то, нужно доказать людям, что это имеет ценность. Поиск единомышленников требует времени и везения. У партнера должен быть опыт и готовность пробовать новое. Важна и сплоченность команды, чтобы все двигались в одном направлении. Первым производить кубик взялась очень маленькая венгерская компания. Но к нам сразу пришла популярность, и интерес к новинке стал расти даже в других странах, так что мы решили найти партнера по ту сторону железного занавеса. В итоге мы вышли на американского производителя игрушек и заключили с ним сделку. И тогда начался настоящий бум.
Впоследствии вы разрабатывали и другие головоломки. Как вам удавалось поддерживать в себе творческий дух и как вы решали, какие идеи стоит развивать?
Почти у всех в голове рождается множество замыслов. Полагаю, от других людей меня отличает чутье при оценке собственных идей: если я вижу в чем-то потенциал, то не отступаю, пока не отшлифую все до блеска. Хотя важнее всего, пожалуй, другое: я люблю свое дело. Без этого ничего не достичь.
Создав бестселлер, стремитесь ли вы повторить успех?
Я никогда не рассчитывал на такой успех и не ожидал его. А потом даже не думал о том, чтобы прыгнуть еще выше. Моя единственная цель — хорошо выполнять свою работу. О том, понравится ли людям результат, я не задумываюсь. Он должен нравится мне и отвечать моим намерениям — не более того. Кубик нашел мощнейший отклик у людей — возможно, потому, что показал им: можно успешно решать сложные задачи, полагаясь исключительно на собственные силы.
Интервью брала Элисон Биард