читайте также
Получив предложение возглавить SAP — мирового лидера в корпоративном ПО, Шай Агасси внезапно совершил карьерный разворот на 180°. Он вновь стал независимым предпринимателем и запустил венчурный проект, цель которого — в мировом масштабе покончить с зависимостью транспорта от нефти. Идея сорокалетнего Агасси вызвала интерес. Основанная им компания Better Place («Лучший мир») уже сумела привлечь $200 млн и заключила соглашения с правительствами Израиля, Дании, Австралии, а также со штатами Гавайи, Калифорния и канадской провинцией Онтарио о создании инфраструктуры для зарядки и замены аккумуляторных батарей, которая поможет шире распространить электротранспорт. В 2011 году Renault-Nissan планирует запустить производство электромобилей на полную мощность.
HBR: Как вы из руководителя ИТ-корпорации стали предпринимателем в энергетике?
Агасси: В 2006 году я ясно понял — сейчас или никогда! Именно в такие моменты происходит самый важный выбор: направо — одна карьера, налево — совсем другая. Я был тогда в Париже и глубоко задумался, стоит ли мне двигаться по прежней траектории и возглавить SAP. Вся моя предшест¬вующая жизнь и работа готовили меня к этой должности, однако мысль об автомобилях, работающих без бензина, никак меня не оставляла. Компания Better Place в то время была всего лишь замыслом, о бизнес-плане не было и речи. И в тот момент я легко мог упустить шанс этот замысел осуществить. Помню, как я долго гулял по Елисейским полям, пытаясь все хорошенько обдумать. Я рисовал один из возможных сценариев: вот мне уже 50, и я по-прежнему работаю в SAP. Я мысленно видел, что мы стали компанией номер один в мире, обогнав Microsoft. А затем я вообразил другой сценарий — мне 50, и я, оставив много лет назад SAP, занялся осуществлением своей мечты. Я представил себе худшее, что может произойти, — мое детище Better Place потерпело крах. В пять утра, после бессонной ночи, я сказал себе: «Это момент истины: лучше неудача с Better Place, чем успех в SAP, ведь никакая должность не сравнится с попыткой спасти мир».
Когда вы придумали бизнес-модель своей компании?
Каждый вечер я открывал сайт Wikipedia, выбирал какой-то термин, например «этанол» или «природный газ», и часами изучал все, что есть на эту тему. В конце ¬концов я написал открытое письмо, в котором изложил план: используя существующие технологии создать автомобиль, работающий на литиево-ионных батареях с возможностью подзарядки от возобновляемых источников энергии. Потребители будут приобретать определенное количество миль пробега, а Better Place — владеть аккумуляторами. Сеть станций позволит легко сдавать разрядившиеся аккумуляторы и получать взамен заряженные. На эту операцию потребуется меньше времени, чем на заправку бензином. Вдобавок можно будет подзаряжать аккумуляторы у себя дома или на автостоянке. Для таких регионов, как Израиль или Гавайи, где необходимость избавиться от нефтяной зависимости по причинам политического и экономического характера ощущается особенно остро, этот план уже сейчас поставлен на повестку дня. Но в перспективе перейти на электроэнергию придется всему миру. Причины все хорошо знают — это высокие цены на нефть, соображения энергобезопасности и необходимость сокращать выбросы.
Итак, идея сформулирована — что вы сделали дальше?
Я представил свой план на нескольких конференциях и получил поддержку от правительства Израиля, которое поставило перед собой цель — к 2020 году полностью избавиться от нефтяной зависимости. Обращался к руководителям нефтяных компаний, автоконцернов, ко всем, кто был готов меня выслушать, и рассказывал о своем плане. И все отвечали: «Если это такая замечательная идея, почему бы вам самому не заняться ее осуществлением?» И я принял вызов, однако по-прежнему надеюсь, что и другие компании не останутся в стороне. Мне хочется, чтобы у Better Place появлялись не только новые инвесторы, но и последователи. Если мир действительно хочет покончить с нефтяным проклятьем, в течение следующих пяти-восьми лет на наших дорогах должны появиться сотни миллионов электромобилей. Если их будет всего 10, 20 или даже 30 миллионов — нам конец. Ведь автомобили это не какой-то нишевый товар, а глобальное изменение климата не будет ждать, пока мы изобретем идеальный двигатель, идеальный аккумулятор или идеальную бизнес-модель. Значит, мы должны уже сейчас четко рисовать себе такое будущее, в котором будем управлять электромобилями не только на дорогах Израиля, Гавайев, Австралии или Дании, но и на всей территории Соединенных Штатов Америки и Китая.