читайте также
Генеральный директор European Multinational произнес замечательную речь перед 200 топ-менеджерами компании. Он поведал об основных стратегических проблемах организации и в заключение сказал, что готов ответить на вопросы слушателей. Более того, он подчеркнул, что очень огорчится, если его ни о чем не спросят. Но когда один из присутствующих поднял руку и задал вопрос, оратор схватился за голову. «Боже мой, — воскликнул он, — да я за всю жизнь не слышал более глупого вопроса! Следующий, пожалуйста». Больше желающих не нашлось…
В деловом мире к чувствам и эмоциям традиционно относятся пренебрежительно, их не понимают, игнорируют, подавляют. Сколько раз на совещаниях и встречах нам доводилось слышать раздраженные окрики солидных начальников: «Только без эмоций, пожалуйста!» До сих пор проявление чувств зачастую считается признаком слабости, неспособности держать себя в руках, осознавать, что реальный мир — это факты, а не нечто субъективное, двусмысленное и нестабильное. И сегодня многие принимают на веру утверждение Бертрана Рассела: «Наши эмоции обратно пропорциональны нашим знаниям: чем меньше мы знаем, тем больше распаляемся», — и соглашаются с Эйн Рэнд, заявившей, что эмоции «подобны фонарям в темной аллее чужой души, освещающим самые уязвимые места». Хуже того, многие руководители упрямо твердят одно и то же: если не контролировать эмоции, они возьмут над нами верх.
Действительно ли эмоции так страшны? Безусловно, нет. Чувства и эмоции — важнейшая часть человеческой личности, и в нашей жизни они играют не менее важную роль, чем логика и рациональное мышление. Чарльз Дарвин писал: «Эмоции способствуют выживанию, провоцируя необходимые поступки и сообщая ценную информацию». То есть, по сути, они выполняют функцию обратной связи, посылая нам данные о качестве нашей жизни и нашем состоянии. К счастью, сегодня все больше и больше руководителей осознают ценность чувств и понимают, что эмоции — важнейший управленческий инструмент, упрощающий и ускоряющий путь к успеху. Придав эмоциям на рабочем месте законный статус, научившись слушать и правильно истолковывать свои чувства, контролировать собственные эмоции, топ-менеджеры смогут лучше понимать себя и окружающих и с легкостью вдохновлять сотрудников на трудовые подвиги.
Оценка эмоций: эмоциональный коэффициент
В каждый момент своей жизни мы испытываем множество эмоций — как положительных, так и отрицательных. Если бы можно было все их перемешать и вывести средний результат, мы получили бы эмоциональный коэффициент (EQ) — представление о собственном расположении духа в данную минуту. EQ отражает нашу самооценку, или уверенность в себе и своей способности к выживанию (см. «тест во врезке»). Чем выше наш эмоциональный коэффициент, тем более сильными и счастливыми мы себе кажемся; чем ниже — тем более слабыми и неспокойными. На уровень EQ влияют три основных фактора.
Врожденные особенности. Некоторые люди от рождения более оптимистичны, чем другие, и в большей степени довольны жизнью. Во всех, даже самых разрушительных событиях они видят положительную сторону. Стакан кажется им наполовину полным, а проблемы радуют тем, что открывают новые возможности. Но есть и такие, кто неизменно зацикливается на плохом и обвиняет мир в собственных бедах.
Воспитание. То, как нас растили, как относились к нам в детстве и в юности родители и наставники, оказывает сильное влияние на самовосприятие. Бывший генеральный директор GE Джек Уэлч неоднократно рассказывал: мать всегда считала его лучшим, верила в уготовленный ему потрясающий успех и тем самым воспитала в нем прочное чувство уверенности в себе.
Жизненные события. Любые события — более или менее благоприятные — повышают или понижают наш EQ. Если мы переживаем ряд счастливых случайностей, наша уверенность в себе возрастает, и наоборот. Иногда череда событий порождает эмоции, которые, накапливаясь, соединяются как бы в восходящую или нисходящую спираль, что в результате вызывает либо эйфорию, либо состояние подавленности и даже депрессию.
Эмоциональный коэффициент руководителей оказывает сильнейшее воздействие на подчиненных, а EQ сотрудников — на качество жизни и работы топ-менеджеров. Осознав интенсивность этого влияния, руководители должны задать себе три вопроса, которые позволят им оценить, насколько они чувствительны к своему и чужому эмоциональному состоянию и осознают ли вообще его значение. 1) Встречались ли вам менеджеры с очень низким EQ, то есть люди в состоянии депрессии? Какие у вас впечатления от совместной работы с ними? 2) Встречались ли вам менеджеры с таким высоким EQ, что они заряжали энтузиазмом всех вокруг? Вам было с ними интересно? А может, они вас утомляли? Пугали? 3) Были ли у вас подчиненные, недовольные жизнью, но не желавшие об этом говорить? Пытались ли вы им помочь? Вам было легко или трудно?
Контроль над эмоциями
Сегодня руководители уже не могут позволить себе, как раньше, игнорировать эмоции или недооценивать их важность. Они должны «настраивать» себя на восприятие не только собственных чувств, но и чувств своих сотрудников. Ведь, выражая эмоции, мы рассказываем окружающим о самом главном: о том, довольны ли мы жизнью или хотим изменить ее. А прислушиваясь к чувствам других, мы приоткрываем завесу над их стремлениями и побуждениями. Чтобы поставить эмоции — свои и окружающих — на службу корпоративным целям, руководителям следует придерживаться некоторых рекомендаций.
Осознать себя — научиться интерпретировать собственные эмоции. Нередко люди испытывают сильные чувства и не могут понять — почему? Они даже обращаются к друзьям за помощью в дешифровке собственных эмоций! Чтобы понимать свои чувства и извлекать из них максимальную пользу, надо знать себя, свои приоритеты и ценности. И наоборот, если мы внимательно прислушаемся к своим эмоциям, то наверняка докопаемся до того, что для нас действительно значимо: чем сильнее чувства, тем больше вероятность, что их вызвало важное для нас событие.
Научиться управлять собой, то есть своими желаниями и действиями, порождаемыми этими желаниями. Мы считаем, именно это имеют в виду люди, восклицая: «Поменьше эмоций!» Речь не о том, чтобы перестать испытывать эмоции, а о том, чтобы, оценив их последствия, взять эмоции под контроль. Ни для кого не секрет, что зачастую мы испытываем смешанные чувства. Одно и то же событие вызывает у нас одновременно и положительные, и отрицательные эмоции в зависимости от того, с какой точки зрения мы его оцениваем: например, краткосрочных или долгосрочных перспектив. Скажем, закурив сигарету, я могу испытать сразу и положительные эмоции — удовольствие, и отрицательные — переживание за собственную жизнь. Или другой пример: купив дорогие часы, которые мне действительно приглянулись, я чувствую радостное волнение и одновременно грусть: я только что выложил огромные деньги и практически остался на мели. Наша задача — уравновешивать противоречащие друг другу интересы и эмоции исходя из собственного представления о цели своего существования.
Развивать социальный интеллект — прислушиваться к сигналам, которые посылают руководителям сотрудники, и стараться их понять. С помощью этих сигналов люди рассказывают начальникам о своей жизни, о чувствах, которые они испытывают на рабочем месте (а ведь за обстановку на работе в значительной степени ответственны именно руководители). К этим сигналам следует относиться очень внимательно и вовремя на них реагировать.
Выстраивать отношения с окружающими. Максимального успеха топ-менеджеры могут добиться, только если их сотрудники чувствуют: им ничто не угрожает и возможностей для лучшей жизни становится все больше. Во власти руководителей создать благоприятную рабочую обстановку — для этого, в частности, нужно так планировать назначения на должности и так организовывать рабочий процесс, чтобы люди раскрывали свой потенциал, развивались и максимально полно применяли свои способности. Согласовывать требования предприятия и личные интересы сотрудников крайне трудно, но это входит в задачи руководителя (конечно, с поправкой на обстоятельства). Хорошие начальники дают подчиненным задания, отвечающие их «расположению духа»: они следят за текущим уровнем их самоуважения и уверенности в себе. Они внимательны к колебаниям их EQ — ведь эти перепады часто свидетельствуют о том, что в жизни сотрудников происходят некие события, о которых начальнику, возможно, стоило бы знать. Кроме того, руководители должны уметь играть на чувствах других и с их помощью мотивировать и стимулировать сотрудников. Лу Герстнер, бывший генеральный директор IBM, советовал: «Умело пользуйтесь честолюбием, страхом, гневом и гордостью. И еще, извлекайте пользу из желаний людей (это тоже эмоции), предлагая им возможности для роста, лучшего заработка или обучения».
Эмоции — неотъемлемая часть нашего бытия и непременное условие выживания. Это «приборная панель», ориентируясь на которую мы ведем вперед свою жизнь. Людям, научившимся понимать свои чувства и эмоции и контролировать их, проще реализовать свои глубинные устремления, а значит, у них больше шансов жить полной жизнью. Руководители, тонко чувствующие эмоции сотрудников и умеющие правильно на них сыграть, создают в организации здоровую обстановку, которая способствует хорошей работе, приносит удовлетворение сотрудникам и пользу — компании.
ТЕСТ
Выберите один пункт из каждой строки — тот, который точнее всего описывает ваше нынешнее состояние. Обведите цифру, соответствующую выбранному пункту.
5. Жизнь вызывает у меня смешанные чувства
4. Я горжусь тем, как складывается моя жизнь
8. Мне не хватает чего-то важного
11. Я нахожусь в режиме ожидания
14. Я рассудителен и осторожен
16. Жизнь, по-моему, — приятная штука
19. Я ожидал от жизни большего
22. Я знаю, что мог бы справляться и получше
27. Я доверяю себе
30. Я много беспокоюсь
За каждый из ответов 1, 6, 8, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30 вы получаете по одному баллу.______
1. Я не чувствую себя счастливым
2. Я люблю думать о прошлом
9. Я чувствую, что развиваюсь /расширяю свои возможности
10. Общаться с другими людьми приятно / полезно
13. Чаще всего я чувствую, что от людей исходит угроза
17. Я постоянно озабочен тем, что будет дальше
20. Мне не хватает времени на все, что хотелось бы сделать
24. Я разочарован
26. Я не люблю рисковать
29. Будь что будет
За каждый из ответов 2, 5, 7, 11, 14, 17, 2, 22, 26, 29 вы получаете по три балла._______
3. Я себе очень нравлюсь
6. Чувствую себя несостоявшимся
7. Я пытаюсь найти свою дорогу
12. Иногда я сомневаюсь, стоит ли все это моих усилий
15. Жизнь для меня — серьезное испытание, и мне это нравится
18. Я прячусь от жизни
21. Я не использую свои возможности в полной мере
23. Все мои способности находят применение
25. Мне не хватает поддержки и помощи
28. Я чувствую себя победителем
За каждый из ответов 3, 4, 9, 10, 15, 16, 20, 23, 27, 28 вы получаете по пять баллов.______
РЕЗУЛЬТАТЫ
Эмоциональный коэффициент (EQ) — это ваша оценка собственной воли к жизни и шансов, что у вас все сложится «как надо». EQ непосредственно влияет на ваши суждения и на то, какое значение вы придаете каждому человеку, с которым сталкиваетесь, или событию, которое происходит с вами.
От 10 до 25 баллов
У вас тяжело на душе. Что-то идет не так, как должно. Ваши жизненные функции подавлены. Вы в тупике. Выход найти не удается. Вы чувствуете себя незащищенным и запутавшимся. Постарайтесь гармонизировать свою жизнь, вновь привести ее в соответствие с собственными приоритетами. Тщательно изучите личный и профессиональный аспекты своего существования. Возможно, вам требуется помощь. Определите, что именно не так. Найдите способ измениться и выбраться из тупика.
От 25 до 40 баллов
У вас все хорошо. В целом, жизнь протекает правильно. Но это вовсе не означает, что вы абсолютно спокойны и беззаботны. Скорее всего, вам хотелось бы добиться чего-то большего или лучшего. Быть может, вы слишком осторожны? Не пора ли развивать свои способности (в порядке значимости), начать рисковать, активировать новые жизненные функции? Может, уже стоит встряхнуться и начать действовать?
От 40 до 50 баллов
Вы полностью используете свой потенциал. Вы в хорошей форме, живете своей жизнью, исполняете свои самые смелые мечты. Вы расцветаете. Но осторожно: иногда это ослепляет. Не допускайте «инфляции эго». Следите за своими эмоциями!