Как помочь коллеге развить эмоциональный интеллект | Большие Идеи

・ Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как помочь коллеге развить
эмоциональный интеллект

От развития эмоционального интеллекта может зависеть успех и в жизни, и в работе.

Автор: Энни Макки

Как помочь коллеге развить эмоциональный интеллект
Laura Pratt / Unsplash

читайте также

Семейный бизнес: уроки для дистрибуторов

Ньесен Карлос,  Родригес Хулио

Почему компаниям становится плохо

Джей Лорш,  Мактэгью Эмили

Звездная боязнь

Михайлова Эльмира

Орел или решка

Павлов Дмитрий

Если вы из тех невезучих, кому приходится иметь дело с тупым коллегой или грубым боссом, то вы не один такой. Увы, многих из нас окружают на работе люди, у которых эмоциональный интеллект отсутствует напрочь. Они просто не понимают, что делают, им недостает социальных навыков, без которых трудновато взаимодействовать в сложном мультикультурном мире, в быстро меняющемся окружении. Они превращают в ад жизнь всех окружающих.

Как изменить подобного человека, как сделать так, чтобы ваше рабочее место стало более приятным, нормальным, продуктивным? И чья это обязанность – приводить подобных типов в чувство?

Если такой социально некомпетентный или просто зловредный индивидуум работает непосредственно на вас, то сделать что-нибудь — ваша обязанность. Эти люди отравляют работу в команде и отрицательно влияют на производительность, не говоря уж о моральном климате. Это бомба замедленного действия, готовая взорваться, когда этого меньше всего ожидаешь. Они отнимают время, отнимают силы. Пусть срочно меняются или уходят.

Но вот беда: эмоциональный интеллект развить очень трудно, потому что он зависит от психологического развития и от состояния нейронных сетей, которые складываются на протяжении всей жизни. Нужны огромные усилия, чтобы поменять застарелые привычки общения, а тем более такие базовые компетенции, как самосознание и эмоциональный самоконтроль. Человек должен захотеть поменять свое поведение и вложиться в развитие эмоционального интеллекта, иначе ничего не получится. На практике это значит: с тем, кто меняться не хочет, ничего не сделаешь.

Нам кажется, будто человек исправится, если ему велит это сделать авторитетный эксперт (тем паче начальник). Но для сложных изменений и развития недостаточно стимулов в виде обещанного повышения или лучшего офиса – даже если человек попытается что-то сделать, улучшения не будут устойчивыми. Угрозы и наказания только озлобляют, сотрудник начинает совсем плохо себя вести. Менеджмент с помощью кнута и пряника и лежащий в его основе бихевиористский подход давно разоблачены, однако в самых новаторских организациях управленцы зачастую начинают именно с них (да ими и заканчивают).

Работают и другие методы: а) помочь человеку составить глубокое и полностью личное представление о своем будущем и b) помочь ему увидеть, над какими его нынешними манерами нужно поработать, чтобы будущее его не разочаровало. Первые две ступени описаны в книге Ричарда Бояциса «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» — эту теорию мы уже много лет применяем в работе с бизнес-лидерами. Согласно Бояцису и нашей практике работы с руководителями вот путь, на котором люди начинают, а затем поддерживают перемены в тех комплексных навыках, которые связаны с эмоциональным интеллектом.

Во-первых, найти мечту. Если вы занимаетесь коучингом, нужно прежде всего помочь своему ученику выяснить, чем он более всего дорожит в жизни. Лишь затем можно переходить к обсуждению важных для этого человека аспектов работы. Затем помогите ему или ей создать ясную и убедительную картину будущего, включающую крепкие позитивные отношения с родными, друзьями и сотрудниками. Я сознательно говорю о коучинге, а не о менеджменте. Разница огромная.

Далее, постарайтесь понять, что происходит: каков на данный момент уровень эмоционального интеллекта этого человека? Когда у индивидуума появляется мощная мечта, он черпает в ней силы и готов выдержать критику, лишь бы выяснить истину. Если вы сумели стать для него настоящим коучем, он будет вам доверять и прислушиваться к вам. Но все же этого может оказаться недостаточно. Ему нужна критика других людей, либо в форме обсуждения по формату 360º или процесс Самоисследования лидера, описанный в нашей книге «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности». Эти тактики дают шанс напрямую обсудить с надежными друзьями их эмоциональный интеллект и другие навыки.

Когда же вы увидите и мечту, и реальность, наступает время проанализировать разрыв между ними и составить план обучения. Опять же заметьте: не «план менеджмента поведения» и даже не «план развития». План обучения отличается тем, что он прямой линией соединяет личное видение будущего с теми навыками, которые придется освоить по пути к этому будущему, то есть непосредственно с задачей развития навыков.

Цели обучения огромны. Вот, к примеру, один мой знакомый руководитель. Талантливый человек, но его чуть не уволили за отвратительное отношение к людям. Ему подай то, что он потребовал, и берегись, если оказался у него на дороге. Никак он не собирался меняться, пока не заметил, что таким же катком наезжает и на собственных детей. Это никак не соответствовало его идеалу счастливой, нежной семьи, которая сохраняет близость на всем протяжении жизни. Итак, видя перед собой и такую мечту об идеальном будущем, и отвратительную реальность, проявляющуюся и на работе, и дома, он взялся развивать в себе эмпатию. Это одна из самых сложных целей обучения, но также и одна из самых насущных компетенций. Способность к эмоциональной и когнитивной эмпатии закладывается в начале жизни и с каждым годом постепенно усиливается. Наш герой получил в детстве хорошие основы эмпатии, но затем интенсивная подготовка к карьере и работа в консалтинговой фирме, где приходилось шагать по головам, выбили из него все человеческое. Теперь ему пришлось заново учиться понимать людей и заботиться о них. И ему это удалось. Понадобилось довольно много времени, но в итоге он справился.

Как видите, это долгая и непростая работа. И вот заключительный момент теории: ни ваш подопечный, ни вы сами не справитесь в одиночку. Каждый нуждается в людях – в добрых, готовых поддержать его людях – только с их помощью можно встать на путь саморазвития. Вы готовы помочь своим сотрудникам? Вы поможете им найти и другую поддержку, помимо вашей? Людей, которые будут ободрять их, когда уверенность пошатнется или когда произойдет неизбежный рецидив?

От развития эмоционального интеллекта может зависеть успех и в жизни, и в работе. И если вы отвечаете за вклад всех членов команды, то придется вам взяться за тех (многих), кому недостает этого фактора, от кого одни неприятности. Это ваша работа.

А если вы тут не начальник? Все-таки и в этом случае вы можете многое изменить в коллегах и для коллег. Эти правила все равно помогают трудным людям измениться, нужно только найти другой способ подступиться к ним. Согласно моему опыту, для начала нужно создать безопасное пространство и установить доверие. Найдите в этом человеке что-то приятное и скажите ему об этом. Воздайте ему должное, где это возможно, да еще и добавьте (люли такого типа, как правило, не уверены в себе). Проявите доброту. Словом, примените весь свой эмоциональный интеллект, чтобы подготовить его или ее к развитию.

И, наконец, помните: если ничто не помогает, значит, этому проблемному сотруднику просто не место в команде – а может быть, и в компании. И если вы начальник, помогите ему уйти с достоинством.

Читайте по теме: