Может ли преуспеть приятный человек? | Большие Идеи

・ Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Может ли преуспеть
приятный человек?

Если вы слишком уступчивы, заставляйте себя присматриваться к любым обсуждаемым планам и находить в них недостатки.

Автор: Арт Маркман

Может ли преуспеть приятный человек?
chaitanya pillala / Unsplash

читайте также

Связной. Стратегия бурного роста

Учимся проводить реформы в компании

Михаил Умаров

Стратегические преимущества рандомизированного принятия решений

Адам Джоб,  Мартин Ривз,  Михня Молдовяну

«Эйфелева башня — это просто железяка»: как реагировать на абсурдные отзывы

Kэтрин Уайт,  Лея Х. Данн,  Томас Эллард

читайте также

После публикации книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект» 20 лет назад все осознали важность социальных и эмоциональных факторов рабочего места, однако в популярных сериалах и фильмах мы такого понимания не видим. «Безумцы», «Уолл-стрит» и т. д. внушают лишь мысль о выживании сильнейшего.

Но теория эмоционального интеллекта призывает успешного человека быть еще и приличным. Ну, допустим, какой-то социальный капитал порядочный и приятный человек наживет — но окупается ли это материально?

Вопрос в том, насколько вы уступчивы. Тимоти Джадж, Бет Ливингстон и Чарлис Хёрст исследовали эту черту характера (статья опубликована в The Journal of Personality and Social Psychology). Традиционная классификация определяет уступчивость как сочетание двух черт: 1) в какой степени вы цените добрые отношения и 2) в какой мере вы готовы критиковать других.

Сопоставляя эти данные с данными по зарплате, исследователи убедились, что самые уступчивые мужчины получают заметно меньше тех, кто не столь «приятен». В разных замерах разница составляла до $10 тыс. в год. А вот на женщинах это свойство почти не сказывается: разница в заработке между самыми уступчивыми и самыми неуступчивыми представительницами прекрасного пола подчас даже не подтверждается статистически.

Итак, почему результаты у мужчин и женщин отличаются? И почему «хорошие парни» оказались в «зарплатной яме»?

Существует стереотип: лидер принимает решение, не обращая внимания на мнение других людей. Действительно, когда в заключительном исследовании для вышеупомянутой статьи участников попросили оценить кандидатов в руководители, наименьшее число голосов получили приятные и уступчивые.

Чтобы понять, почему хорошие парни (а порой и добрые леди) не преуспевают, присмотримся к двум сторонам уступчивости. На первом месте у «приятного человека» — нежелание ссориться. А для успешного продвижения порой требуется и жесткость. Хороший лидер обязан говорить людям и то, чего им не хочется слышать. И если вы хотите стать первым кандидатом на повышение, то будьте честны: кого-то придется отпихнуть.

Для карьерного успеха необходимо также и умение критиковать. Некоторые руководители склонны окружать себя послушными соглашателями, но большинство предпочитает коллег, которые обнаружат недостатки в плане прежде, чем вредный документ будет внедрен. Такую критику можно получить лишь от не слишком уступчивых людей.

Разумеется, никто не советует вам все делать жестко и идти напролом. Есть в этом исследовании и другая сторона: неуступчивые вылетают с работы чаще, чем сговорчивые. И главное — различать неуступчивость и вздорность.

Итак, что можно сделать — и уступчивому человеку, и не слишком?

Во-первых, познайте себя. Есть множество тестов, позволяющих замерить «Большую пятерку» основных параметров характера. Пройдите такой тест, и вы получите объективное представление о своей уступчивости или неуступчивости.

Если вы слишком уступчивы, заставляйте себя присматриваться к любым обсуждаемым планам и находить в них недостатки. Забудьте на время о личных отношениях, сосредоточьтесь на вопросе: что может пойти не так. Можете вообразить, будто это план действий не вашей, но чужой команды — так легче разделить идеи и живых людей. Найдите способ сформулировать и выразить замечания. Если все увидят, как ваши советы полезны в долгосрочной перспективе, обиды на «критику» долго не продлятся. Говорите сочувственно и откровенно. Попрактикуйтесь сперва с другом на выдуманных ситуациях.

Если вы неуступчивы, учитесь приправлять критику эмпатией. Помните, как трудно любому человеку выслушивать критику своих идей или достижений. Будьте тверды, но учитывайте действие своих слов. Если вы опасаетесь нажить репутацию черствого и малоприятного человека, попрактикуйтесь с другом, постарайтесь понять, что именно в вашей манере делать замечания вызывает отпор со стороны коллег. Сильный лидер умеет направлять, не озлобляя.

И приятные люди, и неприятные вполне годятся в руководители — главное отладить стратегию поведения.

Читайте по теме: