читайте также
Стресс мешает вашей работе и личной жизни? Если вы научитесь думать о стрессе по-другому, это может помочь сделать из него союзника для повышения живости ума и профессиональной эффективности. Исследование, опубликованное в The Journal of Experimental Psychology, показало, что если думать, что стресс «функционален и адаптивен», а не является признаком «угрозы», это приносит психологические и когнитивные выгоды.
Заставить стресс работать на себя — непростая задача. Она требует интеллектуальной дисциплины, чтобы принудить себя остановиться, когда вы в когтях стресса, и переосмыслить его как нечто потенциально полезное. Консультируя менеджеров высшего звена, я помогаю им трансформировать отношение к стрессу из негативного в позитивное. Для этого есть много путей, и нужно приспособить тот или иной метод к конкретной ситуации каждого клиента. Вот три кейса из моей практики, когда люди пересмотрели свои стрессовые ситуации и использовали их для осуществления позитивных перемен.
Стресс помог переосмыслить важные отношения. Мой клиент, гендиректор семейного предприятия в третьем поколении, испытывал сильный стресс, поскольку его команда менеджеров (состоящая из старших членов семьи) ругала каждое его решение. Окопавшись и заняв оборонительную позицию, он отошел от непосредственных обязанностей гендиректора: таких, как стратегическое планирование и обеспечение кредитной линии для поддержания бизнеса «на плаву». В процессе коучинга я концентрировался на истолковании его стресса как сигнала к пересмотру его отношений с членами семьи, чья поддержка была ключевой для выживания компании.
Читайте материал по теме: Простой способ изменить свое поведение
Коучинг дал ему возможность воспринимать членов семьи как кладезь мудрости, при этом их интересы совпадают с его собственными. Когда он пересмотрел их отношения, ежемесячные встречи руководства фирмы преобразились из поля сражения в место совместного творчества. Со своим новым взглядом на вещи гендиректор направил знания и энтузиазм команды на рост компании. Он не только стал спокойнее и счастливее, но в течение четырех последующих месяцев нашел для организации возможность получить кредит и начал важные переговоры с потенциальными внешними инвесторами. Поняв, что стресс — это положительный стимул, который призывает позаботиться о драгоценных взаимоотношениях, он не только защитил свой бизнес, но и подготовил трамплин для его роста.
Стресс помог развить навыки операционного руководства. Другой мой клиент был юристом, которого недавно повысили до главы юридического отдела крупной компании. На этом посту он должен был руководить командой юристов и выступать в качестве партнера вместе с другими руководителями высшего звена. Он нервничал под гнетом обязанностей и как руководитель отдела, и как партнер фирмы, а также его всегда беспокоила необходимость делегировать полномочия нижестоящим юристам. Уровень его стресса еще более увеличивался от того, что он слишком тщательно следил за работой своих подчиненных и попросту увязал в трясине рутинных дел и поручений. Мы поработали над тем, чтобы перепрограммировать его стресс как сигнал, что он должен выйти из своей зоны комфорта и стать настоящим партнером. Такая переоценка ценностей заставила его больше доверять умению своих подчиненных принимать решения. Также он стал чаще встречаться с другими партнерами внутри фирмы и вне ее и брать на себя руководящие функции, которые характеризовали бы его в качестве лидера-визионера, а не рабочей пчелы. При этом его стресс со временем улетучился, и он помог руководящей команде сделать смелый шаг по расширению бизнеса на сложный, но потенциально перспективный зарубежный рынок.
Читайте материал по теме: Эмоциональный интеллект: учимся общаться с невыносимыми людьми
Стресс помог признать свою вину и выразить благодарность за помощь. Еще одна клиентка, директор по операциям в страховой компании, испытывала огромный стресс из-за проблем на работе. Во время корпоратива она слишком много выпила и опозорила себя, наговорив гадостей своим коллегам. Ее поведение стало таким буйным, что ее пришлось усадить в такси и отправить домой. На следующий день она была в ужасе от того, что может потерять работу. Таким образом, консультируя клиентов, мы сосредоточиваемся на том, как общаться с гендиректором и другими руководителями после подобного промаха. Как коуч я был захвачен врасплох, когда руководительница сказала мне о своем намерении пожаловаться гендиректору на то, что ее премия по итогам года была ниже, чем она заслуживала. Я понял, что при всем уважении моей обязанностью было убедить ее не делать этого. Я объяснил женщине, что план вызван затянувшимся стрессом, а затем мы продуктивно обсудили альтернативные стратегии поведения. В конце концов мы решили, что будет благоразумнее не просить более высокого бонуса, а вместо этого извиниться за свое поведение на вечеринке и поблагодарить за то, что ее не выгнали с работы. Такое решение уменьшило уровень ее стресса и хорошо сработало в разговоре с гендиректором и коллегами. Она сохранила свой пост и продолжает восстанавливать свою репутацию в организации.
Эти зарисовки — примеры из реального мира, доказывающие то, что экспериментальным путем узнали психологи об управлении стрессом. Если мы можем интерпретировать его как конструктивное сообщение о том, что пора серьезно изменить свое мышление и поведение, тогда он уменьшится и придаст нам свежий стимул к профессиональному и личностному росту.