Как искусство поможет вам стать лучшим | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как искусство поможет вам
стать лучшим

Зачем лидерам нужны Караваджо, Пикассо и Хопер

Автор: Билл Тейлор

Как искусство поможет вам стать лучшим
ANDREW NGUYEN/HBR/NEW YORK PUBLIC LIBRARY

читайте также

Как работать с теми, кто вам не нравится

Питер Брегман

Различия между китайскими и русскими бизнесменами

Батйаргал Бат

Мои электронные университеты: учиться только у лучших

Евгения Чернозатонская

Создайте стратегию, основанную на опережении

Джефф Элтон

Не часто я начинаю эссе о лидерстве с проницательных мыслей французских романистов, но в данном случае это кажется подходящим. «Настоящее открытие — это не поиск новых земель, это взгляд на мир новыми глазами», — написал Марсель Пруст. В наши дни самые успешные компании не просто обыгрывают своих конкурентов. Они придают новый смысл слову «конкуренция», используя уникальные идеи в мире мышления под копирку. Это означает, что лучшие лидеры видят то, чего не видят другие (почти по определению Пруста).

Видеть мир другими глазами не так легко, как может показаться, особенно для лидеров, проработавших годы в одной и той же компании, отрасли или профессии. Совершенно невольно опытные лидеры часто позволяют тому, что они знают, ограничивать их воображение: их знания фактически могут встать на пути инноваций. Вот почему, если обратиться к Прусту, так важно, чтобы лидеры смотрели на свою компанию, отрасль и работу свежим взглядом, по-новому.

Искусство может быть важным инструментом, меняющим взгляд лидеров на свою работу. Одно интересное упражнение, цель которого — побудить опытных лидеров подвергнуть испытанию устоявшиеся взгляды, недавно было проведено в музее Род-Айлендской художественной школы (Провиденс), на ежегодном мероприятии Cops and Docs. Программа, которая проводится уже 10 лет, собирает высококвалифицированных медицинских работников и офицеров полиции — людей, которые по долгу службы обязаны быстро ориентироваться в окружающей обстановке, оценивать сложность ситуаций и вырабатывать эффективные решения для сложных (часто угрожающих жизни) проблем. В течение вечера смешанные группы из полицейских и врачей смотрели на живописные полотна, скульптуры и другие произведения искусства и делились своими ответами на довольно простой вопрос «Что вы видите?».

Само собой разумеется, что увиденное участниками отражало их рабочие обязанности и имевшийся у них опыт. Это объясняет, почему разные люди пришли к таким разным заключениям об одних и тех же произведениях искусства. Вот как в одной статье обобщается урок, извлеченный участниками: «Пусть привычка внимательно наблюдать станет для вас постоянной. Научитесь описывать то, что видите. Допускайте иную интерпретацию увиденного. Поймите, что у одной сцены может быть несколько правдоподобных объяснений. Избегайте туннельного видения. Развивайте навыки креативного мышления». Это великолепные наставления для врачей и детективов, не говоря уже о руководителях, предпринимателях и лидерах в любой сфере.

Как оказалось, Cops and Docs не единственная программа, использующая искусство для того, чтобы заставить состоявшихся лидеров выйти из зоны комфорта. Консультант и педагог с образованием в области юриспруденции и истории искусства Эми Е. Херман создала интригующую программу под названием «Искусство восприятия», которая заглядывает в самую суть этой исключительно важной разницы между «смотреть» и «видеть». Эми приглашает детективов, агентов ФБР и даже высокопоставленных сотрудников из личной охраны президента и ЦРУ посмотреть на экспонаты Метрополитен-музей, коллекции Фрика и других известных музеев и галерей. Эти убеленные сединами эксперты в области преступной деятельности и терроризма, обученные определенным образом искать улики и определять угрозы, фокусируют свое внимание на работах Пикассо, Караваджо, Эдварда Хоппера и других мастеров. «Упражнение заключается «не в том, чтобы смотреть на искусство. Оно состоит в том, чтобы говорить о том, что вы видите», — объясняет Херман участникам.

Или — во многих случаях — о том, чего вы не видите. Время от времени опытные лидеры упускают значимые элементы картины, которые содержат важное послание, не замечают подсказки в сцене, указывающие на то, что именно происходит, или не могут понять, как описать то, что находится непосредственно перед ними. «Не бойтесь менять свою точку зрения», — убеждает ведущая программы участников, когда они говорят, что визиты в музеи открыли им глаза на новые способы оценивать улики в работе. «В Нью-Йорке неординарное обыденно для нас, поэтому в обучении мы всегда стремимся стать еще более внимательными наблюдателями», — объяснил заместитель начальника полиции в одном из многочисленных одобрительных отзывов о программе.

Программа Эми Херман, как и программа Cops and Docs, представляет собой изящное отступление от шаблонных процедур лидерства. Это интересное и умное использование искусства, позволяющее отточить навыки и привести мысли в порядок. Но есть и более простые и более свойственные для деловой среды способы достичь тех же результатов. Много лет назад в журнале Fast Company мы писали об исключительно креативном лидере в компании Royal Dutch/Shell Стиве Миллере. Среди используемых им приемов был следующий: собрать разнородные команды сотрудников — старых опытных работников, новичков, маркетологов и технических специалистов — посадить их в автобусы и отправить в тур по Европе, где находились подразделения компании. Они посещали производства Shell, заказчиков и другие места. «Потом мы садились снова в автобусы и обсуждали то, что увидели. Мы все записывали свои впечатления и по возвращении анализировали то, чему научились в поездке», — объяснял Миллер.

Увиденное людьми было связано с их рабочими обязанностями и специализацией. А то, чему они научились вместе, оказалось гораздо более полным и глубоким, чем любые знания, которые мог бы извлечь каждый из них по отдельности. В этом и заключается смысл, будь объектом наблюдения неподвластное времени произведение искусства или производство заказчика. Лидеры, которые хотят видеть по-новому, должны помнить следующее. То, как вы смотрите на вещи, формирует то, что вы видите. И ваше восприятие более креативно, когда вы смотрите на мир вместе с другими лидерами, чье прошлое и опыт отличаются от ваших.

Об авторе. Билл Тейлор — сооснователь журнала Fast Company и автор недавно опубликованной книги Simply Brilliant: How Great Organizations Do Ordinary Things in Extraordinary Ways.