Люди — лучший учебник | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Люди —
лучший учебник

Чему могут вас научить ваши знакомые

Авторы: Рид Хоффман , Крис Йе , Бен Касноча

Люди — лучший учебник
Алехандро Гуйхарро

читайте также

Как обратить критику себе на пользу

Кэролин О'Хара

«Решите — и не отступайте»: как сделать возможное и отказаться от лишнего

Том Карп

«Там, где объятия»: история выживающей Америки

Нужны хорошие люди

Елена Евграфова

За последние 20 лет интернет преобразил нашу повседневную жизнь и деловые практики — неудивительно, что он меняет и подход компаний к развитию специалистов. С появлением облачной среды для персонального обучения получать новые знания стало проще и дешевле. Учеба превратилась в насущную необходимость: чтобы успевать за изменениями и ничего не упустить, бизнес-лидеры вынуждены становиться вечными студентами. Они должны не только любить учиться, но и испытывать постоянную потребность в обретении новых навыков. Лидеры и инноваторы, с которыми мы общались в Кремниевой долине и других уголках мира, отличаются незаурядными способностями к обучению. Вечных студентов независимо от их возраста и сферы деятельности необходимость учиться чему-то новому не пугает, а радует.

Впрочем, известные нам топ-менеджеры редко учатся на официальных курсах или проходят стандартные программы, в том числе онлайн. Даже виртуальные учебные программы плохо подходят для динамичной бизнес-среды. Ни один курс, выбранный из каталога, не будет содержать инструменты для адаптации к изменениям. В процессе написания книг и создания подкастов мы брали интервью у множества успешных предпринимателей и топ-менеджеров и не припоминаем, чтобы кто-то назвал ключевым фактором своего успеха курсы для руководителей.

Лучшие из известных нам лидеров учатся совершенно иначе — используя то, что мы называем сетевым разумом.

Рид Хоффман сумел решить серь­езную проблему, вставшую перед PayPal, положившись на знания своих знакомых. В то время компания пыталась запустить PayPal Japan, но процесс то и дело затягивался. Каждую неделю юристы обнаруживали новые сложности, не позволявшие подразделению открыться. Рид обратился к восьми своим друзьям, имевшим хорошие связи в Японии, и спросил, не знают ли они кого-то, кто мог бы помочь. Все трое назвали Дзёи Ито, венчурного капиталиста и предпринимателя. Рид познакомился с Ито и обсудил с ним ситуацию. Тот нашел консультанта, который сумел добиться от Агентства по финансовым услугам Японии официального разрешения для PayPal запустить сервис — при условии, что его сайт будет не на японском языке: англоязычные сайты юридически считались работающими не в Японии. PayPal Japan почти мгновенно вышел на рынок, а Рид и Дзёи (который сейчас руководит MIT Media Lab) стали друзьями и продолжают активно сотрудничать.

Конечно, выстроить подобную «учебную сеть» проще, если вы работаете в известной фирме и у вас уже множество связей (или если ваш опыт сам по себе притягивает к вам людей). Но даже если все это не о вас, к созданию такой сети стоит приложить усилия: преимущества обучения с глазу на глаз очевидны. При личном общении люди часто делятся наблюдениями, которые не излагают перед большой аудиторией, в письменном виде или онлайн. К тому же, задавая вопросы, вы можете получить нужные именно вам разъяснения. При такой форме обучения нельзя отсидеться на последней парте — придется делать «домашнюю работу».

Вот еще одно свидетельство эффективности этого подхода. Когда истинный вечный студент Брайан Чески масштабировал Airbnb, он просил совета у таких экспертов, как Уоррен Баффет. Выступая перед нашими студентами в Стэнфорде, Чески сказал: «Если вы найдете нужных людей, вам вообще не придется ничего читать. Мне пришлось научиться находить экспертов. Например, когда нужно было разобраться в вопросах безопасности, я отправился к Джорджу Тенету, экс-главе ЦРУ».

Важно помнить: многие эксперты неизвестны широкой публике. Сооснователь Dropbox Дрю Хьюстон во время записи подкаста Masters of Scale дал Риду совет: «Общайся с предпринимателями, необязательно с известными. Ищи людей, которые обогнали тебя на год, на два, на пять лет. Обязательно научишься чему-то важному и оригинальному».

Онлайн-курсы тоже могут быть весьма полезны, особенно для обретения узких технических навыков (например, в программировании) или менеджерских компетенций (скажем, в проведении аттестаций). Сын-подросток Криса Йе проходит такие курсы для развития навыков в сфере компьютерной анимации и разработки видеоигр: учиться в своем темпе, не выходя из дома, и удобно, и полезно. К онлайн-образованию периодически обращаются все лидеры.

И все же готовые учебные программы стоит рассматривать лишь как один из множества источников знаний — но не как единственный источник. 20 лет назад Билл Гейтс писал: «Самый надежный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей — это хорошо организовать работу с информацией. Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете». Сегодня это верно как никогда, но традиционный подход к информации и знаниям недостаточно глубок. В нашей системе образования знания рассматриваются как основной капитал, приобретаемый в определенный период жизни. На самом же деле знания постоянно меняются, а грамотные лидеры не перестают приобретать их и применять в работе.

В наш сетевой век каждый день несет нам новые испытания и нестандартные задачи, проверяя нас на прочность. Зачастую лучший способ найти путь к решению — поговорить с теми, кто уже оказывался в похожей ситуации. Все, что вам нужно, — просто задавать вопросы.

Об авторах

Рид Хоффман (Reid Hoffman) — сооснователь LinkedIn и партнер венчурной фирмы Greylock Partners. (Его подкаст Masters of Scale продюсирует компания WaitWhat, реализующая проекты вместе с материнской компанией Harvard Business Review — Harvard Business Publishing.)

Крис Йе (Chris Yeh) — предприниматель, писатель и оратор.

Бен Касноча (Ben Casnocha) — основатель и партнер венчурного фонда Village Global. Рид Хоффман и Крис Йе — соавторы книги «Blitzscaling» (Currency, 2018).