Искусство замечать новое: четыре совета для менеджеров и предпринимателей | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Искусство замечать новое: четыре совета для менеджеров
и предпринимателей

Как находить то, что не заметили другие

Автор: Билл Тейлор

Искусство замечать новое: четыре совета для менеджеров и предпринимателей
BURWELLPHOTOGRAPHY/GETTY IMAGES

читайте также

Машинное обучение: инструкция для опоздавших

Ави Голдфарб,  Аджай Агравал,  Джошуа Ганс

«Нарушители границ»: какие руководители нужны отделам продаж

Андрис А. Золтнерс,  Дхармендра Сахай,  Прабхакант Синха,  Салли Лоример

Искусство быть справедливым

Лайан Дэви

Идейный подход: как сделать сотрудников инноваторами

Камалини Рамдас

Мы живем в мире, где практически любой бизнес — это бизнес идей. Топ-менеджеры и предприниматели жадно ищут свежие мысли, которые помогут им впечатлить потребителей, переосмыслить продукты или иным способом выделиться из толпы. Однако сложно заметить новое, если не знаешь, как это сделать, как прорваться через череду совещаний, сообщений и писем, как действительно услышать происходящее вокруг и вычленить из окружающего мира то, что будет иметь ценность для твоей организации.

Роб Уокер, колумнист со стажем и преподаватель дизайна, обладающий даром видеть творческую сторону жизни, написал восхитительно книгу под названием «The Art of Noticing», которая призвана помочь людям обрести новый взгляд на вещи. По словам автора, творческие люди «подмечают то, что другие не замечают», поэтому он учит студентов «практиковаться во внимании», требуя от них размышлений над тем, «что они замечают, а что нет, почему это важно и как развить в себе более вдумчивый, глубокий и уникальный взгляд на мир».

В своей книге Уокер предлагает упражнения и практики для художников, дизайнеров и режиссеров. Но ведь творчество — слишком важная составляющая, чтобы оставаться лишь в руках «творческих людей». Пока я читал эту книгу, я размышлял над самыми изобретательными бизнес-лидерами, которых я встречал, и над тем, какими способами они подмечают незамеченное другими. В итоге я выделил четыре необычных способа овладеть мастерством наблюдения.

Организовать работу «в поле». Несколько лет назад я провел день с управляющим хедж-фонда Томом Брауном и его коллегами из Second Curve Capital. Браун занимается крупными инвестициями в банковском и финансовом секторах, поэтому большую часть времени он проводит с CEO и финансовыми директорами. Однако раз в год Браун меняет угол своего зрения, снимает неизменный деловой костюм и выходит на улицу. Каждый работник его компании, начиная с администратора приемной и заканчивая специалистами по работе с ключевыми клиентами, получает $500 наличными и вступает в команду, которую он называет «Охотники за филиалами». Происходящее напоминает смесь концепции тайного покупателя с охотой за предметами. Команда проходит заранее разработанный маршрут по Нью-Йорку, посещая каждый банк на своем пути, где открывает счета и совершает другие операции. Цель этого маршрута — отыскать примеры блестящего сервиса или, наоборот, случаи вопиющего безразличия и забюрократизованности. Один из участников команды фотографирует происходящее. После долгого дня, проведенного на улицах большого города, команда проводит энергичную сессию со слайд-шоу и делится своими находками: что вдохновило, что разочаровало, что показалось абсурдным. Вспоминая этот опыт, я понял: если попросить множество умных людей собрать коллективные впечатления о какой-либо части финансового рынка, они подметят много нового.

Поменяться местами с коллегой из другой компании. Я обожаю Максин Кларк, предпринимательницу в сфере розничной торговли, создавшую Build-a-Bear Workshop. Кларк всегда искала новые подходы в сфере розницы, и ей очень понравилась идея соосновательницы Container Store Кип Тинделл. Так встретились две молодые, но известные розничные компании, работающие в разных категориях. Когда Кларк и Тинделл, будучи обе экспертами по работе с клиентами, поменялись местами, они заметили множество работающих идей и практик в области мерчендайзинга, мотивации сотрудников, коммуникации внутри магазина и смогли позаимствовать полученный опыт. Из этого примера можно извлечь урок: порой самые творческие идеи в вашей сфере уже применяются в другом месте, и главное — заметить их.

Если не можете поменяться местами, сыграйте роль. Не у всех есть достаточно возможностей и желания, чтобы по-настоящему поменяться местами с коллегой из другой компании. Но можно поступить иначе. Креативный отдел в рекламном агентстве TBWA использует для решения проблем метод «Шляпа CEO». Ключ к решению важных стратегических вопросов топ-менеджеры компании ищут в коробке с сувенирной одеждой и аксессуарами (шляпы, футболки и т. д.), на которые нанесены логотипы известных компаний — например, Apple, Virgin или Southwest Airlines. Вытащив предмет с логотипом, нужно представить, как бы поступил в предлагаемой ситуации CEO этой компании. Вот как объяснил мне этот подход один из руководителей TBWA: «Свобода мыслить, как кто-то другой, дает поле для генерации идей, которые не пришли бы вам в голову просто так». Один из способов заметить что-то новое — это взглянуть на мир глазами другого человека.

Чтобы изменить свой взгляд, научитесь слышать и прислушиваться. Как пишет Роб Уокер, искусство замечать опирается не только на умение видеть, но и на умение слышать: люди, к которым вы прислушиваетесь, формируют ваш взгляд на мир. Поэтому важной практикой следует считать «обратное наставничество». В консалтинговом гиганте PwC более 120 сотрудников-миллениалов выступают наставниками для 200 партнеров и директоров компании. Проводя время с коллегами на несколько десятков лет младше, старшие сотрудники осваивают совершенно новый взгляд на технологии, культуру и процесс работы и начинают видеть и слышать вещи, которых прежде не замечали.

Одна из главных функций руководителя сегодня — подмечать то, что не заметили другие. Однако ваше мировоззрение зависит от того, как и куда вы смотрите и к кому вы прислушиваетесь. Если вы будете практиковать искусство замечать, вы удивитесь количеству новых знаний и творческих идей.