Сколько женщин должно быть в совете директоров? | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сколько женщин должно быть в
совете директоров?

Авторы: Конрад Элисон , Креймер Вики

Сколько женщин должно быть в совете директоров?

читайте также

Как помочь сотрудникам справиться с синдромом выученной беспомощности

Мария Кармин

Что делают компании, успешно использующие ИИ и аналитику данных, и не делают остальные

Александр Сухаревски,  Арсен Сторожев

Связной. Стратегия бурного роста

Ставка на человеческий капитал

Екатерина Генкина,  Елизавета Муравьева,  Кристофер Армитаж

Среди директоров компаний из списка Fortune 500 женщины составляют лишь 15% — совсем немного. Мы решили выяснить, есть ли какие-нибудь основания увеличивать их долю в советах, помимо идеи равноправия полов, и наши исследования позволили положительно ответить на этот вопрос.

Чтобы понять, как увеличение числа женщин отражается на работе совета директоров, мы вместе с Сумру Эркут из Женского центра при Колледже Уэллсли опросили 50 женщин — членов советов, 12 гендиректоров (из них девять мужчин) и семерых секретарей советов (из них один мужчина) в компаниях из списка Fortune 1000. В результате опроса высветились резкие различия в работе советов директоров — в зависимости от того, сколько женщин в них входит.

Наши респонденты отметили весомый вклад женщин-директоров в работу совета. Во-первых, они раздвигают рамки обсуждения, и это позволяет учитывать интересы всех сторон — сотрудников, потребителей и общественности. Во-вторых, они упорнее мужчин добиваются ответов на свои вопросы, в то время как, по словам одного гендиректора, «мужчина всегда торопится показать, что он уже во всем разобрался». Наконец, женщины склонны к коллективному стилю управления, и это улучшает обмен информацией как между самими директорами, так и между советом и менеджментом.

Но чтобы преимущества, свойственные слабому полу, проявились в полную силу, нужно, чтобы в совете директоров работала не одна и не две его представительницы. В одиночку женщина-директор зачастую чувствует себя в изоляции, ей кажется, что ее не воспринимают всерьез. И если она добивается результатов, то не благодаря, а вопреки тому, что она женщина. Если в совете директоров две представительницы слабого пола, то они не испытывают столь острого ощущения изолированности, но на них часто смотрят как на отдельную фракцию, и им надо постараться, чтобы у окружающих не создавалось впечатление, будто они договариваются о чем-то заранее. Более того, остальные директора воспринимают их настолько слитно, что перестают различать. «Однажды на заседании я подняла вопрос, который заставил совет предпринять ряд серьезных шагов. А позже председатель поблагодарил за это мою коллегу. И никто даже его не поправил», — рассказала одна из опрошенных.

Но все резко изменяется, как только в совете оказываются три или больше женщин. Наше исследование показало, что, когда достигнута «критическая масса» слабого пола, к ним относятся не как к «директорам-женщинам», а как к полноправным членам совета. Теперь они не чувствуют себя ненужным «добавлением». В советах со средней общей численностью директоров, три и более представительниц слабого пола могут всерьез изменить расстановку сил. «Теперь наши голоса точно слышат. Состязание позади, и начинается сотрудничество. Мужчины на заседаниях больше не разговаривают тоном, не терпящим возражений», — говорит наша респондентка.

Когда совет отказывается от агрессивного стиля обсуждения, его работа делается более продуктивной. Один гендиректор заметил, что с появлением коллег своего пола оживляются и женщины, вошедшие в совет ранее: «Они чаще высказывают свое мнение, энергичнее “проталкивают” свои темы и ведут себя менее скованно».

Женщина-гендиректор считает, что с увеличением числа представительниц слабого пола совет изменился к лучшему и даже мужчины-директора признают это — говорят, что обсуждения стали глубже, а их результаты богаче, и совет в целом лучше понимает проблемы бизнеса. Ей вторит секретарь совета: если в рядах директоров три или более женщин, то «члены совета начинают больше общаться друг с другом, причем на равных, и в результате все оказываются лучше информированными».

В 2005 году три или более женщин входили в совет директоров только 76 компаний из списка Fortune 500. Если мы хотим полностью реализовать потенциал женской модели управления, нужно добиваться не только присутствия в совете директоров-женщин, но и увеличения их числа.