Женщины на стеклянной скале | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Женщины на
стеклянной скале

Авторы: Бранскомб Найла , Брукмюллер Сюзан

Женщины на стеклянной скале

читайте также

Эзопов язык корпоративного мира

Борис Щербаков

Достойный преемник

Фалалеев Дмитрий

«Забудьте о курсе биткоина, я советую вам задуматься о триллионах долларов»

Майк Шварц

24 марта 2015 года состоялась первая совместная встреча профессиональных Клубов «Harvard Business Review — Россия»

Cегодня то и дело слышишь о «стеклянном потолке» — невидимом барьере, который мешает женщинам попасть на высшие посты. А последние данные свидетельствуют: им легче проломить свой «потолок», когда компания переживает кризис, но удержаться на вершине непросто — мало ресурсов. Ученые из университета Эксетера Мишель Райан и Алекс Хаслам предложили называть карьерную траекторию женщины-руководителя «стеклянной скалой».

Мы провели два эксперимента, чтобы выявить корень проблемы. В первом мы попросили 119 студентов колледжа прочитать две газетные статьи, посвященные компании — производителю экологически чистых пищевых продуктов. В одной статье говорилось о грядущем выходе на пенсию гендиректора компании. Мы сделали два варианта текста: в первом компанией всегда руководили мужчины, во втором — женщины. Другую псевдостатью — в ней рассматривалось финансовое положение фирмы — мы также подготовили в двух вариантах. По одной версии фирма росла, по другой, наоборот, дышала на ладан. Участникам эксперимента раздали разные варианты и попросили выбрать нового гендиректора из двух равно квалифицированных кандидатов разного пола. И вот что мы увидели: когда компанией руководил мужчина и дела ее шли хорошо, 62% респондентов «назначали» мужчину; если же организация, во главе которой стоял мужчина, оказалась в кризисе, 69% участников предпочитали женщину.

Похоже, мы имеем дело с инерцией. Пока у компании, возглавляемой мужчиной, дела идут хорошо, никто не видит необходимости что-то менять в руководстве. И только если мужчина руководитель завел компанию в тупик, шансы женщины повышаются.

Во втором эксперименте мы проверяли гипотезу: появлению «стеклянной скалы» способствуют стереотипы лидера-мужчины и лидера-женщины. Мы раздали 122 студентам два варианта статьи о сети супермаркетов: в одном она преуспевает, в другом — терпит крах.

И в обоих вариантах намечалась смена гендиректора. Затем студенты ознакомились с описаниями кандидатов и оценили их лидерские качества. Некоторые из приписываемых черт считаются «более женскими» (коммуникативные навыки и умение воодушевить окружающих), другие — типично мужскими (дух соперничества или решительность). Затем мы попросили участников сделать выбор между кандидатами и обнаружили, что, когда дела у компании идут хорошо, люди склонны отдавать предпочтение лидерам с более выраженными «мужскими» характеристиками. А при кризисе, по мнению испытуемых, исправить ситуацию помогут качества, которыми в большей степени обладают женщины. Если же компанию и сейчас возглавляет женщина, то пол преемника вообще не имеет значения. Похоже, что свою лепту в формирование стеклянной скалы вносят наши представления об эффективности мужчин и женщин в роли лидеров. Вероятно, чем чаще женщины будут появляться на высших постах, тем реже в них будут видеть «крайнее средство» при кризисах и тем больше у них появится шансов возглавить стабильную организацию.