Женщины на стеклянной скале | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Женщины на
стеклянной скале

Авторы: Брукмюллер Сюзан , Бранскомб Найла

Женщины на стеклянной скале

читайте также

Российский автопром против воровства

Владислав Бутенко,  Жукалин Павел,  Мауэрер Стефан

«Я вас не понимаю»: почему компании теряют клиентов во время пандемии и как этого избежать

Джерардо де ла О,  Мэтью Диксон,  Тед Маккенна

Почему люди лгут на работе

Лиз Кислик

Что делать, если вы уже ненавидите вашу новую работу

Кэролин О'Хара

Cегодня то и дело слышишь о «стеклянном потолке» — невидимом барьере, который мешает женщинам попасть на высшие посты. А последние данные свидетельствуют: им легче проломить свой «потолок», когда компания переживает кризис, но удержаться на вершине непросто — мало ресурсов. Ученые из университета Эксетера Мишель Райан и Алекс Хаслам предложили называть карьерную траекторию женщины-руководителя «стеклянной скалой».

Мы провели два эксперимента, чтобы выявить корень проблемы. В первом мы попросили 119 студентов колледжа прочитать две газетные статьи, посвященные компании — производителю экологически чистых пищевых продуктов. В одной статье говорилось о грядущем выходе на пенсию гендиректора компании. Мы сделали два варианта текста: в первом компанией всегда руководили мужчины, во втором — женщины. Другую псевдостатью — в ней рассматривалось финансовое положение фирмы — мы также подготовили в двух вариантах. По одной версии фирма росла, по другой, наоборот, дышала на ладан. Участникам эксперимента раздали разные варианты и попросили выбрать нового гендиректора из двух равно квалифицированных кандидатов разного пола. И вот что мы увидели: когда компанией руководил мужчина и дела ее шли хорошо, 62% респондентов «назначали» мужчину; если же организация, во главе которой стоял мужчина, оказалась в кризисе, 69% участников предпочитали женщину.

Похоже, мы имеем дело с инерцией. Пока у компании, возглавляемой мужчиной, дела идут хорошо, никто не видит необходимости что-то менять в руководстве. И только если мужчина руководитель завел компанию в тупик, шансы женщины повышаются.

Во втором эксперименте мы проверяли гипотезу: появлению «стеклянной скалы» способствуют стереотипы лидера-мужчины и лидера-женщины. Мы раздали 122 студентам два варианта статьи о сети супермаркетов: в одном она преуспевает, в другом — терпит крах.

И в обоих вариантах намечалась смена гендиректора. Затем студенты ознакомились с описаниями кандидатов и оценили их лидерские качества. Некоторые из приписываемых черт считаются «более женскими» (коммуникативные навыки и умение воодушевить окружающих), другие — типично мужскими (дух соперничества или решительность). Затем мы попросили участников сделать выбор между кандидатами и обнаружили, что, когда дела у компании идут хорошо, люди склонны отдавать предпочтение лидерам с более выраженными «мужскими» характеристиками. А при кризисе, по мнению испытуемых, исправить ситуацию помогут качества, которыми в большей степени обладают женщины. Если же компанию и сейчас возглавляет женщина, то пол преемника вообще не имеет значения. Похоже, что свою лепту в формирование стеклянной скалы вносят наши представления об эффективности мужчин и женщин в роли лидеров. Вероятно, чем чаще женщины будут появляться на высших постах, тем реже в них будут видеть «крайнее средство» при кризисах и тем больше у них появится шансов возглавить стабильную организацию.