«Красный флаг»: как CEO-нарциссы влияют на результаты бизнеса | Большие Идеи

・ Лидеры

«Красный флаг»: как CEO-нарциссы влияют на
результаты бизнеса

Советы директоров — сила, которая может преодолеть негативный эффект от нарциссических решений CEO. Какими они должны быть, чтобы справляться с эгоцентричностью руководителей, и как эта эгоцентричность проявляется?

Автор: Анастасия Пушкарева

«Красный флаг»: как CEO-нарциссы влияют на результаты бизнеса
Фото: Alliaz

читайте также

Платформы не признают законов

Джерадин Дамиен,  Эдельман Бенджамин

Что делать ИТ-директору во время кризиса

Мария Григорьева

Как нам реорганизовать милицию?

Зимин Александр,  Фалалеев Дмитрий

Что делать, если ваша карьера вас больше не устраивает

Лаура Гасснер Оттинг

Личность руководителя во многом определяет успехи бизнеса: его качества влияют на все, начиная от стратегического видения и заканчивая деталями принятия решений. Все больше внимания исследователи начинают уделять такой лидерской характеристике, как нарциссизм, — черте личности, которая характеризуется потребностью в восхищении, стремлением быть частью грандиозных явлений и отсутствием эмпатии. Такие руководители могут привести организацию как к успеху, так и к краху — именно поэтому авторы исследования решили выяснить, что лежит в основе смелых и даже агрессивных решений начальников-нарциссов и какой эффект это оказывает на результаты их работы. Плодом научной работы доцента кафедры бухгалтерского учета Университета Кин Биляль Аль Да, профессора Колледжа делового администрирования в университете Центральной Флориды Мелиссы Фрай и исследователя из Школы бизнеса Аднаны Кассара в Ливано-американском университете Мустафа А Да стало исследование Taming the Narcissist, обзор которого публикуют «Большие идеи».

Теоретическая основа

Большинство исследователей считают, что директора-нарциссы тянут организации назад и буквально вставляют палки в колеса на их пути к успеху. Египетский ученый Ахмед Абдель-Мегид и его коллеги утверждают, что такие руководители преследуют личные финансовые интересы, что влияет на прозрачность бухгалтерского учета. В свою очередь американский профессор Кристофер Таггл и группа исследователей, которым вторят профессора менеджмента Ариджит Чаттерджи и Дональд Хембрик, дополняют, что излишняя самоуверенность лидеров выливается в принятие рискованных решений.

При этом существует ряд исследований, которые подтверждают позитивное влияние нарциссизма генерального директора на результаты компании. Американские ученые Ормонд Крэгун, Кари Олсен и Патрик Райт в 2020 году, используя мета-анализ, обнаружили положительную корреляцию между деятельностью CEO-нарцисса и экономическими показателями организации: рентабельностью активов, совокупной доходностью акций, операционной прибылью, коэффициентом Тобина (соотношение между рыночной стоимостью физического актива и его восстановительной стоимостью) и прибылью на акцию. Стремление к признанию и защите репутации может побудить нарциссических руководителей воздержаться от риска, поскольку неудача может бросить тень на их имидж. Аналогичным образом угроза снижения авторитета лидера из-за неудачных и чрезмерных инвестиций может удержать его от рискованных шагов и сместить фокус на то, что гарантированно укрепит его статус, — стабильные инвестиции.