Режиссер собственной жизни: как стратегия лидерства и личный бренд Павла Дурова влияет на Telegram | Большие Идеи

・ Лидеры

Режиссер собственной жизни: как стратегия лидерства и личный бренд Павла Дурова влияет
на Telegram

Павел Дуров много лет создавал закрытый имидж. По немногочисленным свидетельствам сотрудников его компаний, известно, что предприниматель — жесткий и бескомпромиссный лидер. Как такой тип лидерства отражается на бизнесе компании и важно ли поведение основателя для инвесторов

Авторы: Никита Щуренков , Анастасия Ляликова

 Режиссер собственной жизни: как стратегия лидерства и личный бренд Павла Дурова влияет на Telegram
The Tucker Carlson Interview

читайте также

Как видят мир великие люди

Адам Бранденбургер

Хотите, чтобы сотрудники не увольнялись? Выслушайте их

Анант Нишадхам,  Ачьюта Адхварью,  Тереза Молина

General Electric: корпоративная культура после Уэлча и Иммельта

Рагху Кришнамурти

Как люди без высшего образования становятся CEO

Вамси Тетали,  Елена Лыткина-Ботельо,  Ким Розенкеттер Пауэлл

В середине апреля Павел Дуров дал видеоинтервью американскому журналисту Такеру Карлсону. Для непубличного предпринимателя это уже второе за несколько месяцев выступление в медиа, в марте он беседовал с Financial Times. До этого Дуров не давал интервью около 7 лет, несмотря на многочисленные попытки российских и иностранных журналистов поговорить с ним. 

Атмосфера загадочности сопровождает миллиардера на протяжении всей его предпринимательской истории. В 2012 году вышла книга «Код Дурова», в которой журналист Николай Кононов рассказывает о становлении Дурова и создании «ВКонтакте». В остальном информация и о его личной жизни, и о бизнес-проектах известна преимущественно по отдельным рассказам его знакомых. Сам же Дуров предпочитает обращаться к своей аудитории в социальных сетях, сопровождая собственные фото философскими мыслями и цитатами.

Почему Павел Дуров решил прервать молчание и пообщаться с медиа? Как предприниматель развивает свой личный бренд, к какому типу лидеров относится и как это влияет на восприятие Telegram потенциальными инвесторами? 

Эти вопросы «Большие идеи» обсудили с венчурным инвестором, президентом Международной организации инвесторов INVESTORO Виталием Полехиным; доцентом Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и экспертом по личному брендингу Татьяной Ветровой и профессором кафедры социальной психологии МГУ Тахиром Базаровым.

Виталий Полехин — венчурный инвестор, президент Международной организации инвесторов INVESTORO, руководитель Клуба инвесторов бизнес-школы СКОЛКОВО

Павла Дурова можно четко отнести к профилю успешных серийных предпринимателей. Создав когда-то единорога — соцсеть «ВКонтакте», он сразу стал инвестиционно привлекательным даже на уровне идей, что не так часто встречается. Как правило, инвесторам нужно продемонстрировать определенный трекшн — подтверждение состоятельности продукта для рынка — например, в виде пользователей или выручки.

Зачастую успешному серийному предпринимателю деньги как раз нужны на начальной стадии. В случае с Павлом Дуровым вырученных средств от продажи доли в «ВКонтакте», который к тому моменту достиг миллиардных оценок в долларах, было достаточно, чтобы дойти даже до такой продвинутой стадии продукта Telegram, каким мы его видим сейчас. 

Позиционирование Telegram как проекта без инвесторов не совсем верное. Во-первых, часть средств, привлеченных на создание блокчейн-платформы The Open Network (TON), пошло на развитие самого Telegram. Во-вторых, после требования американского SEC вернуть средства инвесторов в TON компания предложила конвертировать эти деньги в займы самому Telegram.

Несмотря на то, что и компания, и Павел Дуров не попадают в профиль самофинансируемых (self-funded), они остаются независимыми от инвесторов. Ведь займы, в отличие от инвестиций, не дают инвесторам никаких прав, мест в совете директоров и прочих преференций. Все это сильно отличает Telegram от большинства компаний на такой же стадии, с аналогичным количеством пользователей и с многомиллиардными оценками в долларах. Как правило, проекты с похожими показателями уже имеют на борту большое количество инвесторов, которые контролируют процессы.

Быть глобальным — непростая задача, особенно в ситуации, когда мир прямо разделяется на геополитические блоки: Индия и США запрещают китайские приложения, Китай запрещает американские. 

Дуров редко появляется в медиа именно поэтому — СМИ часто задают неудобные вопросы, что осложняет формирование нужного предпринимателю публичного образа. Интервью последних месяцев — сначала Financial Times, а следом и Такеру Карлсону — связаны с планами и дальше развивать собственную блокчейн-сеть TON. Так, один из самых популярных стейблкоинов USDT теперь работает на этой сети, о чем Дуров объявил почти сразу после интервью Карлсону. На прошлой неделе он также сообщил, что эксперименты с именами пользователей уже принесли более $350 млн выручки. Активность в СМИ и на конференциях связана по большей части именно с этим. 

Постоянно возникают слухи о возможном IPO Telegram, но сейчас не самое лучшее время для первичного размещения акций на глобальных рынках. Мировой фондовый рынок, в отличие от российского, по-прежнему переживает не самые лучшие времена. Поэтому IPO Telegram в этом году маловероятно из-за очень низкого интереса к выходящим на биржи компаниям со стороны инвесторов.


Татьяна Ветрова — доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации»

Павел Дуров формирует свой личный бренд на противоречиях, связанных с двойственностью его характера. С одной стороны, возникает положительный образ эдакого молодого Стива Джобса, успешного цифрового инноватора, кумира молодежи, создавшего продукты, опередившие время. Его принципы — свобода, независимость, беспристрастность, новаторство и т.д.

С другой — формируется образ оппозиционера, противопоставлявшего себя системе (властям, отдельным компаниям и т.д), и провокатора, позволяющего неоднозначные высказывания и действия («Цукерберг ворует идеи», самолетики из пятитысячных купюр, стулья с неоднозначной атрибутикой и т.п.).

Можно сделать вывод, что главные архетипы Павла, поддерживающие такое противоречие, — это «Искатель»: свобода, аскетичность, одиночество, жажда нового, отсутствие привязки к месту жительства, собственности; а также «Бунтарь»: провокация, резкие высказывания, протест против системы, сексуальность напоказ (посты с голым торсом) и т.д.

Еще один архетип — «Правитель» — раскрывается в рамках рассмотрения стиля руководства Дурова. Он придерживается авторитарного единоличного стиля управления с элементами микроменеджмента, что подтверждается свидетельствами членов его команды. 

Таким образом, на мой взгляд, Павел Дуров осознанно и успешно формирует противоречивый, но приковывающий внимание образ «цифрового революционера-одиночки», не зря его кумиры — Стив Джобс и Че Гевара.

Одна из задач последних интервью — привлечь внимание к своим активам (мессенджеру Telegram и криптовалюте Toncoin) и получить новую аудиторию без дополнительных бюджетов, силой своего личного бренда. Вторая задача — предотвратить провокации/ограничения со стороны властей и обозначенных в интервью компаний.

Благодаря такому необычному, но действенному продвижению бизнес-цель — 1 млрд пользователей Telegram к концу года — точно будет достигнута.

Тахир Базаров — профессор кафедры социальной психологии МГУ, научный руководитель Московской школы практической психологии при Московском институте психоанализа 

Павел Дуров относится к типу суперлидера — человека, который создает вокруг себя «атмосферу лидерства», то есть условия, в которых окружающие могут проявить свои лидерские качества. 

Речь идет про самоопределение (кто я и в какой ситуации нахожусь), самоорганизацию (как я контролирую свои действия) и синхронизацию (как я согласую свои действия с другими людьми и суперлидером). Такой лидер похож на драматурга, режиссера: он отвечает за смыслы и за «кастинг», лично подбирает ближайшее окружение и определяет их траекторию. 

В чем сложность этого типа лидерства? С одной стороны, он ориентирован на внутреннюю среду, нацелен на то, чтобы создавать вокруг себя семейную, закрытую, клановую атмосферу. Его приближенные оказываются частью условной «семьи». К примеру, старший брат Дурова Николай, которого он несколько раз упоминал в интервью Карлсону, участвовал в разработке и «ВКонтакте», и Telegram. С другой стороны, любая клановая ситуация ограничивает выход во внешний контур. Поэтому такие лидеры ищут разные способы позиционировать себя и свою команду во внешнем контуре.

Зачастую они действительно начинают выступать как философствующие гуру, размышляющие об экзистенциальных ценностях. Некоторым это может показаться вычурным. «Ты же не Сократ, не Аристотель и даже не Кант, зачем ты на себя это берешь?» — рассуждают они. Но суперлидеры не могут по-другому, и это вполне объяснимо, на мой взгляд. Это оборотная сторона такого типа лидерства, каждый раз им приходится искать формулировки для своих убеждений и целей. Яркий пример этого — знаменитая Стэнфордская речь основателя Apple Стива Джобса, в которой он сформулировал два постулата: «Будьте голодны и будьте безрассудны». Другие представители этого типа — основатель Tesla и SpaceX Илон Маск и основатель Virgin Group Ричард Брэнсон. Еще один пример — футбольный тренер Пеп Гвардиола, работавший с «Барселоной», «Баварией» и «Манчестер-Сити».

Лидеры такого типа исходят из пяти императивов.

Индивидуальное творчество. Креативность, созидательность и поиск новых форм в разных областях: музыке, архитектуре, бизнесе, IT-технологиях и т.д. Главное — нахождение нестандартных, неожиданных решений.

Социальное творчество. Суперлидеры изобретают форматы, которых не существовало раньше. Это могут быть новые виды проектов, конкурирующих и кооперирующихся множеств и сообществ. Эти лидеры сами придумывают формы взаимодействия между сотрудниками, партнерами и клиентами.

Культурное творчество. Для этих людей очень важно находить культурные коды, созданные ранее. Они могут черпать вдохновение в культуре Древней Греции, Древнего Рима, Египта, заимствовать у ацтеков, майя, инков. 

Моральный императив. Он подразумевает нахождение таких ограничений своей собственной автономии и обозначение своей автономии, которое не мешает другим. Такие люди исповедуют свою собственную религию, свой моральный кодекс, но при этом не нарушают моральный кодекс других. 

Духовное творчество. В качестве примера можно привести Стива Джобса, который к концу жизни стал интересоваться буддизмом. Когда я, как лидер, не могу не быть духовным лидером, я не могу не показать всю высоту человеческого предназначения на этой земле. И это рано или поздно касается каждого из лидеров такого типа.

Главная издержка этого типа лидеров — одиночество. Очень сложно режиссеру, понимая всю картину, удовлетвориться откровенным разговором с исполнителем, с актером. И ему сложно найти себе равного собеседника, потому что они точно так же заняты своими «спектаклями», своими проектами, своим бизнесом.