читайте также
Джоан, топ-менеджер, которую мне довелось консультировать, обладала множеством прекрасных лидерских качеств. Она отличалась творческим подходом к делу, огромной работоспособностью и была весьма компетентна в своей области. Но большинство людей, с которыми она работала, считали, что с ней просто невозможно иметь дело.
Непреклонно стоящая на своем и склонная к вспышкам гнева, она постоянно критиковала все и вся и вела коварные политические игры. У Джоан все люди делились на друзей и врагов: середины быть просто не могло. Она соглашалась иметь дело только с теми, кого считала «хорошими», а «плохие» подвергались безжалостной критике. В результате, где бы она ни появлялась, везде начиналась война.
После негативного итога «360-градусной оценки» начальник Джоан сказал без обиняков: ей нужно изменить свое поведение, иначе повышения, на которое она рассчитывала, ей не видать. В то же время, осознавая все положительные качества подчиненной и ее большой вклад в успех компании, он поручил мне помочь ей измениться.
Многие из нас встречались с такими личностями, которые, как говорят психологи, видят мир бивалентно, то есть делят его на друзей и врагов, при этом редко анализируя свое собственное поведение и отношение к людям. Эта стратегия стара как мир. Куда бы мы ни обратили свой взор, мы увидим биполярную интерпретацию мира: плохой-хороший, негатив-позитив, герой-злодей, друг-враг, верующий-неверующий, любовь-ненависть, жизнь-смерть, фантазия-реальность и так далее.
Как большинство всех моделей поведения, такой метод деления родом из детства. Он связан с недостаточным чувством защищенности или болезненными разрывами привязанности.
Способ взаимодействия с ребенком того человека, который обеспечивает ему основную заботу, становится важнейшим фактором для формирования навыка эффективного построения отношений. Если в раннем возрасте, еще до понимания амбивалентности большинства явлений в мире, ребенок столкнулся с разладом и ссорами, велик шанс, что он будет справляться с ними, разделяя людей и ситуации на хорошие и плохие.
По существу подобный выбор — это неумение совместить хорошее и плохое в одном человеке (как в себе, так и в других). Подобные Джоан люди с трудом принимают тот факт, что можно испытывать к кому-либо или чему-либо положительные и отрицательные эмоции одновременно. Четкая классификация вносит в их жизнь необходимую ясность, как они себе ее представляют. Встречаясь с массивами информации и разнородными переживаниями, они способны разделить их на осмысленные категории. Но когда они видят многогранный и сложный мир через двухмерную линзу, это приводит к искажению сознания, из-за которого они неизбежно упускают весьма существенные детали.
Коучинг бивалентных управленцев — непростое дело. Причем не важно, кто вы: профессиональный коуч или руководитель, пытающийся научить их разумному толкованию событий. Они весьма устойчивы к внешнему вмешательству и сразу же интерпретируют любую попытку изменить их поведение как нападение. Для начала следует помочь им признаться самим себе в том, что они не отдают себе отчет в своих собственных мыслях, убеждениях, желаниях и намерениях (не говоря уже о чужих). А не умея понять самого себя, чрезвычайно трудно судить о желаниях и мотивах других людей.
Чтобы продвинуться на этом фронте, для начала стоит проанализировать ваши отношения между собой. Когда в них что-то происходит, постарайтесь вместе объяснить, что случилось и почему, исследуя варианты интерпретации и намерений с точки зрения каждой стороны. Это дает возможность консультируемому сравнить свое восприятие самого себя и свое восприятие вас. Особенно важно, чтобы человек понял, что его нервозность сужает его «обзор» таким образом, что он сосредотачивается только на потенциальных угрозах.
В дополнение к работе с нашими отношениями я прошу бивалентных клиентов вести дневник, записывая в него события каждого дня. Четкая фиксация собственных идей помогает людям лучше их обдумывать. Это абсолютно необходимый шаг для того, чтобы перестать думать деструктивно и внести в свое мышление различные нюансы, приблизить его к реальности. Например, что происходит, когда человек видит на бумаге записанную им историю о том, что его начальник нарочно опоздал на организованную подчиненным презентацию, чтобы опозорить его перед коллективом? У такого индивидуума повышаются шансы усомниться в правильности своей интерпретации событий.
Эта двусторонняя стратегия помогает людям с подобными сложностями начать обращать внимание на свои чувства и заставлять себя сначала думать, а потом реагировать. С помощью экспериментальной площадки в виде наших с Джоан отношений, а также ведения дневника она постепенно научилась хотя бы немного контролировать свои порывы. Это помогло ей осознать, что на работе она просто переносила свои страхи и беспокойства на других людей. Медленно, но верно она приняла тот факт, что у каждого свои недостатки и что мир нельзя описать в черно-белых тонах. После года обучения она все-таки получила то повышение, которое ее босс грозился ей не дать.
Об авторе. Манфред Кетс де Врис (Manfred F. R. Kets de Vries) — бизнес-тренер, психоаналитик, исследователь проблем управления, профессор бизнес-школы INSEAD