Жизнь — игра: чему можно научиться у персонажей «Игры престолов» | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Жизнь — игра: чему можно научиться у персонажей
«Игры престолов»

Как жители Семи Королевств решают проблемы и воспитывают силу воли

Авторы: Винд Гудфренд , Доун Везерфорд , Марк Колдуэлл Джонс , Уильям Блейк Эриксон

Жизнь — игра: чему можно научиться у персонажей «Игры престолов»
Фото: Tourism Ireland

читайте также

Бизнес по совести

Макс Базерман,  Энн Тенбрансел

4 вопроса для основателей стартапа

Виниит Найар

Физики прошлого – менеджерам будущего

Сергей Филонович

Почему политика дерегулирования не поможет предпринимателям

Ретт Моррис

От редакции. Почему сериал «Игра престолов» стал одним из самых популярных произведений за всю историю телевидения и кинематографа? Что заставляет зрителей смотреть и обсуждать его длинные, запутанные и мрачные серии? Возможно, в противоречивых персонажах сериала они видят отражение себя и того, как они взаимодействуют с другими людьми? Найти ответы на эти вопросы в книге «''Игра престолов'' и психология. Душа темна и полна ужасов» пытаются психолог Трэвис Лэнгли и его коллеги, специалисты в области психологии, философии и культуры, писатели, магистры и доктора наук.

Мы публикуем две главы из русскоязычного перевода книги, который выходит в издательстве «Альпина Паблишер». Написанная психологом Уильямом Блейком Эриксоном и доктором философии Доун Везерфорд глава «Все плохие решатели проблем должны умереть» посвящена тому, как разные жители мира «Игры престолов» подходят к решению проблем. А в главе «Самоконтроль» психологи Марк Колдуэлл Джонс и Винд Гудфренд рассказывают, как самоконтроль (или его отсутствие) влияет на судьбу значимых персонажей сериала.

ВСЕ ПЛОХИЕ РЕШАТЕЛИ ПРОБЛЕМ ДОЛЖНЫ УМЕРЕТЬ. МОДЕЛИ ВЫИГРЫША И ПРОИГРЫША

Разные дороги иногда ведут к одному и тому же замку.
— Джон Сноу

Если из инструментов у вас только молоток, вам захочется относиться к любой проблеме как к гвоздю.
— Психолог Абрахам Маслоу

Несмотря на свою скверную репутацию, проблемы не всегда плохи. Проблема возникает тогда, когда ваше текущее положение (где вы находитесь) отличается от вашего целевого положения (где вы хотите быть). Одни люди считают это проблемой, другие — нет. Допустим, вы хотите косплеить Белого ходока на предстоящем конвенте любителей фэнтези, но не знаете, как именно это воплотить. Однако знаете, что в интернете найдутся советы, как сделать костюм, чтобы превратиться в самую шикарную нежить на всем конвенте. Определение того, какой метод лучше всего соответствует вашим способностям и потребностям, а затем выполнение действий в соответствии с этим представляет собой акт решения проблемы. Для решения проблем (задач) требуется эффективное исполнительное функционирование — подсистема обработки информации, отвечающая за внимание, планирование и принятие решений в новых ситуациях. Когда исполнительное функционирование человека работает успешно, он способен обнаружить проблему, взвесить возможные решения и реализовать одно из них.

Большинство персонажей от Вестероса до Эссоса стремятся к одной и той же цели: получить и удержать власть, будь то власть над другими или просто над собственной судьбой. Каждый из них максимально использует свои когнитивные способности, чтобы двигаться к желанному положению, устраняя препятствия и помехи на пути. Лучшее для отдельного индивида не всегда совпадает с оптимальным результатом в целом, и некоторые обречены на невзгоды, тогда как другие торжествуют. Мир Мартина предоставляет нам прекрасные примеры решения проблем по ходу того, как действующие лица играют в игру престолов.

Обнаружение проблемы

Чтобы решить проблему, человек должен ее идентифицировать. Хотя это кажется само собой разумеющимся, неудачи при решении проблем часто проистекают из неспособности обнаружить проблему. Затем человеку необходимо определить, имеет ли задача очевидное решение. Наконец, следует выявить ограничения и инструменты для разработки эффективного решения. Чтобы тот, кто решает проблему, мог планировать решения, каждый из перечисленных шагов требует пристального внимания не только к проблеме, но и к ее особенностям.

Навигация по пространству проблемы

Рассмотрение проблемы в рамках, называемых пространством проблемы, упрощает ее решение. Пространство проблемы ограничено текущим положением с одной стороны, целевым положением — с другой, а между ними находятся промежуточные подзадачи, которые следует выполнить, чтобы наилучшим образом достичь целевого состояния. Предположим, вам нужно забрать друга из кабинета врача. Начальное положение — ваш друг в кабинете врача, а целевое — он же, сидящий в вашем авто мобиле. Подзадача в этом примере — соблюдение правил дорожного движения на пути, поскольку их нарушение может помешать вам забрать друга. Ясное представление о соответствующих подзадачах говорит об успешном исполнительном функционировании, потому что внимание уделяется не только главной цели, но и избеганию других проблем. Во время Войны Пяти Королей Робб Старк уделяет слишком много внимания заключению соглашений с сильными союзниками, но недостаточно — тому, чтобы сохранить эти союзы. Он быстро нарушает свое обещание жениться на Рослин Фрей, что дает Уолдеру Фрею повод перейти на сторону Ланнистеров, предательски убить Робба и его мать и уничтожить армию Старков.

Прояснение проблемы

Некоторые проблемы более конкретны или легче решаются, нежели другие. Самые простые решить так же легко, как проложить по карте путь из одного места в другое, когда между ними нет препятствий. Это может совершенно не восприниматься как проблема. Вот Роберт Баратеон собирается выехать из Королевской Гавани, чтобы назначить Эддарда Старка десницей короля. Со свитой он направляется по Королевскому тракту в Винтерфелл. В данном случае для Роберта прямой маршрут до Винтерфелла — это хорошо идентифицированная задача. Ее рассмотрение не требует больших усилий, а решение очевидно. Однако не все проблемы таковы. Плохо идентифицированную проблему трудно заметить, а ее решение ускользает. Роберт Баратеон осознает, что его жизнь как короля в принципе под угрозой, но не видит, что самая большая опасность исходит от его союзников Ланнистеров. Расплывчатое представление о проблеме, которую он мог бы определить как «меня хотят убить», затрудняет разработку решения, тогда как ясно очерченная проблема «семья моей жены хочет меня убить» позволила бы выработать более очевидное решение. Роберт играет против себя, нарушая функционирование мышления частым пьянством и гульбой с проститутками; он слеп в отношении проблем собственного дома.

Функциональная закрепленность

Иногда человек сталкивается с задачей, целевое положение которой вполне конкретно, но ограничения внутри пространства проблемы делают достижение цели совершенно не очевидным. Это состояние называется функциональной закрепленностью; оно мешает использовать привычный инструмент непривычным образом. В исследованиях по решению проблем инструменты, имеющиеся в вашем распоряжении, называются операторами. Хороший решатель проблем понимает, какие операторы следует использовать в заданной ситуации и какие ограничения налагает конкретный оператор. Классический пример функциональной закрепленности — задача с коробкой с кнопками и свечой. Участникам эксперимента давали спички, коробку с кнопками и свечу и ставили задачу прикрепить свечу к стене так, чтобы она могла гореть, после чего зажечь ее. Большинство не догадывалось высыпать кнопки из коробки, прикрепить пустую коробку к стене и вставить в нее свечу. А вот хорошие бойцы знают, что оружием может послужить все что угодно — так, в бою с Псом Бриенна Тарт пользуется не мечом, а зубами, чтобы оторвать ему ухо.

Реализация решений

Обнаружение проблемы, выявление ее природы и определение доступных операторов — только начало. Следующим важным шагом является разработка и реализация решений. Некоторые проблемы имеют много возможных решений, а некоторые — считаные единицы. Кроме того, в распоряжении решателя есть множество методов, каждый из которых подходит для определенной ситуации, и нужно выбрать правильный.

Грубая сила

Самый простой способ решения проблем наименее эффективен. Это метод полного перебора или грубой силы. Решающий перебирает все возможные решения до тех пор, пока не найдется подходящее. «Грубая сила» здесь не имеет отношения к физическому действию (что обычно понимается под этим выражением), а подразумевает безостановочный, неуправляемый поиск решения. Ранние исследования теоретика бихевиоризма Эдварда Торндайка показали эффективность метода прямого перебора в обучающих стратегиях. Он помещал кошек в ящик, откуда они могли видеть миску с едой. Чтобы выбраться, животное должно было совершить некоторое действие внутри ящика (например, нажать на рычаг). Сначала кошки толкали и двигали части ящика наугад, перебирая все доступные им движения, чтобы найти способ вылезти. В конечном итоге они находили решение. Григор Клиган, рыцарь огромного роста, известный как Скачущая Гора, следует этому подходу, когда предлагает так отбирать разведчиков: «Человек, который ничего не видит, не умеет пользоваться глазами. Такие глаза нужно вырвать и отдать другому разведчику; пусть знает, что вы считаете, что четыре глаза видят лучше, чем два». На службе Ланнистерам он не раз применяет метод прямого перебора. Его лошадь плохо себя ведет? Обезглавьте ее и приведите другую. Этот исчерпывающий подход лишен гибкости, но эффективен для решения простых задач.

Метод скалолаза

Еще один способ достижения целевого состояния заключается в том, чтобы выработать примерное решение, а затем попытаться усовершенствовать его по частям. Окончательное, оптимальное решение достигается тогда, когда дальнейшие улучшения невозможны. Такой подход называется методом скалолаза. Решатель проблемы действует подобно альпинисту, который пытается взобраться как можно выше и с каждой следующей вершины видит еще более высокую, на которую затем поднимается. Маргери Тирелл использует этот метод, чтобы добиться наивысшего положения, очаровывая на пути к Железному трону молодых Баратеонов одного за другим. Здесь метод скалолаза можно назвать «перепрыгивание из постели в постель», что в результате сказывается на репутации Маргери. В конечном счете Серсея мстит «этой самодовольной шлюхе из Хайгардена», отдав ее в руки Святого воинства. Это показывает, что использование одного метода для решения всех проблем срабатывает до определенного момента, но становится неэффективным, если враги сумеют предсказать ваши действия.

Обратный метод

Бывают примеры решенных проблем, и, чтобы разобраться с аналогичными проблемами, решатель должен определить, какие операторы и каким образом применялись. Этот подход называется обратным методом; он используется в пособиях по математике как действенный способ обучить решению сложных задач. Так, оказавшиеся у власти в Вестеросе должны применять обратный метод, взяв за образец достойных правителей, чтобы проникнуться духом благородства и справедливости во благо королевства. Нед Старк, к несчастью своему и своего семейства, не справляется с обратным методом решения проблем. Хотя среди великих домов его уважают как героя-воина, он не мог распознать предательства и заговоров, опутавших Королевскую Гавань. Нед не понимает, что здесь не действуют принципы чести и уважения, как в Винтерфелле. Другими словами, стать десницей короля недостаточно, чтобы заслужить лояльность остальных членов Совета. Хитрость и безжалостность — вот способ обрести их уважение, однако Нед не может адаптироваться, прежде чем приступить к расследованию смерти Джона Аррена. Из-за чего в итоге лишается головы.

ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТЬ ПРОБЛЕМ, НО СТАННИС НЕ МОЖЕТ РЕШИТЬ НИ ОДНОЙ

Блестящие решатели проблем обладают почти нечеловеческой способностью воспринимать любые изменения компонентов проблемы, определять их приоритетность и, наконец, вырабатывать успешное решение. Это называется представлением проблемы и требует понимания не только исходного и целевого положения, но и видения, каким маршрутом двигаться от первого ко второму. Станнис Баратеон осознает свое исходное положение (не у власти) и желаемое целевое положение (стать королем). Увы, он видит пространство проблемы упрощенным по сравнению с реальной ситуацией, что приводит к плохому представлению проблемы. Отчасти это связано с влиянием Мелисандры, в подаче которой промежуточные задачи выглядят более простыми, чем они являются на самом деле.                                  
                                                                                     
Как следствие, Станнис прибегает к простым решениям: в одном случае совершить эзотерический ритуал, в другом — войти в союз с самыми ярыми врагами короны. Подобных шагов недостаточно для решения большой и комплексной проблемы: никто не считает его законным претендентом на престол, его войско не испытано в бою против равных сил, а Красная женщина явно использует его, чтобы достичь собственной цели. Но он продолжает придерживаться прежней стратегии и в результате полностью проигрывает Рамси Болтону. Так происходит потому, что Станнис не в состоянии правильно представить проблему.                           

Сделать из разума оружие: анализ целей и средств

Простые решения, подобные обсуждаемым, не всегда оказываются оптимальными. Лучший решатель проблем не придерживается какого-то одного метода, а исследует проблемное пространство, определяет доступные операторы и использует их с максимальной пользой. Такой подход называется анализом целей и средств. Его применение требует прояснить различия между текущим и целевым положением и использовать операторы, связанные с данными различиями. Шахматисты высокого класса загоняют противника и ставят мат с помощью этого метода. Вероятно, лучше всех в «Игре престолов» им владеет Тирион Ланнистер, раз за разом выходя живым из ситуаций, где все шансы против него. Он пользуется методом скалолаза, чтобы освободиться из плена леди Лизы Аррен, он применяет полный перебор, чтобы вычислить, кто из Малого совета шпионит за ним по приказу Серсеи, он с помощью обратного метода проявляет себя как достойный десница короля, он не связывает себя общей конкретной стратегией, а выбирает лучшие средства для достижения промежуточных целей на пути к самой серьезной — обеспечить себе личную безопасность и добиться влияния.

Оценка результатов

Человек либо решает проблему, либо терпит неудачу. Если происходит сбой, решатель может попробовать другое решение (при условии, что остается в живых). Однако даже в случае успеха решатель должен понимать, какая составляющая часть решения сработала и почему. Оказался ли я достаточно умен, чтобы найти решение? Помогли ли мне? Мне просто повезло? Изучение ответов на эти вопросы помогает человеку стать экспертом в решении проблем.

Построение и изменение схем

Успешные решатели проблем применяют исполнительный контроль, чтобы обдумать результаты. Размышления помогают осознать проблему в рамках более крупных концептуальных структур, называемых схемами. Схемы — мысленные представления, классифицирующие и упорядочивающие информацию с целью прогнозирования будущих действий. Например, схема молотка включает его внешний вид, способ использования, место, где он обычно находится, и его связь с другими инструментами. Если решение оказалось неудачным, в схеме следует учесть полученную информацию, чтобы решатель мог более широко исследовать пространство проблемы для разработки нового плана. При благополучном исходе обновленная схема может быть распространена на другие проблемы. Таким образом, оценка результатов превращает плохо идентифицированную проблему в хорошо идентифицированную.

Успешное обучение начинается с практических задач, сложность которых возрастает по мере роста возможностей обучаемого. Если задачи слишком легкие и успехов слишком много, человеку может показаться, что он все знает, хотя его понимание пока неполно. Если задачи слишком сложные, обучаемый просто не сможет их решить. Способность Арьи Старк правильно оценивать свои достижения приобретает критическую важность для ее выживания. Например, Арья учится владеть деревянным мечом, прежде чем взяться за настоящий клинок. Кроме того, ее практические уроки разнообразятся за счет, казалось бы, не связанных с фехтованием занятий — например, поймать кошку или балансировать на одной ноге. Практика должна также включать обратную связь, четко определяющую как область мастерства, так и пробелы в знаниях и умениях. Когда Арья ошибается, учитель фехтования указывает на ошибку и дает возможность оттачивать навыки по мере совершенствования ее мысленного и физического контроля. Когда она строит свою схему, учитель переходит к косвенной помощи и позволяет планировать самостоятельное решение новых задач (не исключая неудачу), а сама Арья замечает, что «каж дая неудача — это урок и каждый урок делает тебя лучше».

Положительный перенос

Один из способов использования информации, полученной из предыдущего опыта решения проблем, включает в себя положительный перенос, то есть размышления о том, какая информация подходит к случаю, и результативное применение уже опробованных решений к аналогичным новым проблемам560. Это сходство не всегда лежит на поверхности. Наилучшие решатели проблем распознают более глубокие структурные аналогии. Из загроможденного пространства проблем Арья выхватывает истинную сущность философии Танца воды, используя такие элементы, как баланс, сила, скрытность и скорость, чтобы принять множество личин и подобраться ближе к своим врагам. Таким образом, эффективные решатели проблем должны обдумывать результаты различных ситуаций, чтобы мысленно представить структурное сходство, объединяющее независимые при этом схемы.

Отрицательный перенос

Успех без должной оценки может привести в новых ситуациях к нерезультативному планированию вследствие процесса, называемого отрицательным переносом. Если схема плохо разработана, человек пребывает в иллюзии относительно своей компетентности и не способен выявить пробелы в знаниях. Например, юной Дейнерис не приходилось оценивать степень преданности своих слуг в Драконьем Камне, для нее это были операторы в пространстве проблемы. Когда кхал Дрого ранен, Дейнерис переносит неполное знание на ситуацию и уговаривает кхала разрешить Мирри Маз Дуур лечить его рану. Пробел в знаниях Дейнерис выявляется лишь тогда, когда уже слишком поздно оценивать результаты и формировать новый план. К несчастью, отрицательный перенос приводит к смерти Дрого.

Умозрительные модели

Еще одним следствием способности к оценке является создание новых умозрительных моделей, комбинаций стратегий для решения конкретных классов проблем. Они могут развиваться, когда неудача заставляет решателя придумывать новое решение или когда новая ситуация требует решения нового типа. Тот, кто не может создать новую умозрительную модель, подвергается потенциальной опасности, поскольку неспособен адаптироваться к новым ситуациям. Дейнерис переносит опыт, полученный в результате смерти Дрого, и обретает скептицизм в отношении посторонних людей и бывших доверенных советников вроде Джораха Мормонта. Она также обновляет свои схемы, принимает новый подход к планированию, реструктурирует пространства проблем и применяет различные операторы к новым проблемам. В отличие от других правителей Эссоса, она разрешает Безупречным свободно присоединиться к ней, тем самым завоевав преданность бывших рабов. Дейнерис побеждает, потому что не становится жертвой фиксированных умозрительных моделей.

Жизнь полна возможностей

Проблемы представляют собой сложные явления, и их решение требует совместной работы всех когнитивных способностей решателя. Каждый из действующих лиц «Песни Льда и Пламени» и «Игры престолов» перемещается по собственным пространствам проблем, ограниченный собственными промежуточными задачами и способностями, — кто с целью получить скрытое влияние на власть имущих, кто чтобы обрести власть над Семью Королевствами, завоевать весь известный мир или хотя бы управлять своей судьбой. Конечно, в повседневной жизни цели и последствия редко столь экстремальны. Однако, если люди стремятся к успеху, они должны понимать, куда хотят добраться и как оперировать возможностями, чтобы туда попасть.

САМОКОНТРОЛЬ. КАК ПОБЕДИТЬ В ИГРЕ ПРЕСТОЛОВ

И самый верный рыцарь не смог бы защитить короля от него самого.
— Эддард Нед Старк

Трудно найти серьезную личностную проблему, в которой не присутствовал бы элемент нехватки самоконтроля.
— Психолог Рой Баумайстер

Самоконтроль — это способность сосредоточиться на долгосрочных целях, а не на немедленном удовлетворении желаний, управлять своими внутренними эмоциями и осуществлять продуманные и целенаправленные действия. Некоторые психологи полагают, что самоконтроль, который также называют силой воли или саморегуляцией, имеет решающее значение для здорового развития личности. Возможно, он даже важнее самооценки для удовлетворенности жизнью, счастья и социального успеха.

Вымышленные люди, живущие в Семи Королевствах, тоже преуспевают, когда контролируют свои решения и поступки. Самоконтроль — или его отсутствие — влияет на судьбу практически каждого из значимых персонажей. Мы видим, что в Вестеросе безрассудство может оказаться смертельным. Любое решение подобно ходу в шахматной партии и требует такта, здравого смысла и осмотрительности. Персонажам необходим сильный самоконтроль, чтобы среди повсеместных манипуляций и заговоров рулить миром и извлекать из этого пользу. По сути, самоконтроль даже нужнее меча, если человек хочет выжить — и выиграть — в игре престолов.

Психологические школы о самоконтроле

Каждое серьезное направление психологии имеет свои взгляды на истоки, важность и устойчивость самоконтроля. Некоторые из школ располагают бóльшим количеством эмпирических доказательств в поддержку своих идей, нежели другие. Среди них есть те, что лучше применимы для рассмотрения отдельных персонажей.

Психодинамический подход

Одним из первых исследователей в области психологии, который рассмотрел природу самоконтроля, был Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, или психодинамического подхода. Фрейд считал, что поведением людей и развитием личности управляют преимущественно бессознательные побуждения и конфликты. Он предположил, что Ид (иначе — Оно), детский и незрелый аспект личности, руководствуется принципом удовольствия. Согласно Фрейду, Ид стремится получить немедленное удовлетворение потребности и избежать боли. В противовес ему Эго развивается позднее и служит посредником между нереалистичными требованиями Ид, нормами и установками общества. Руководствуясь принципом реальности, Эго пытается уложить эмоции и поступки в социально приемлемые схемы, позволяя человеку достичь долгосрочных целей вместо немедленного удовлетворения. Таким образом, Фрейд полагал, что зрелую личность отличает хороший самоконтроль.

Мы наблюдаем, как зрелость и самоконтроль идут рука об руку, на примере Арьи Старк, которая превращается из ребенка в молодую женщину. Поначалу непослушная, самолюбивая и нетерпеливая, в детстве Арья не знает нужды и сопротивляется только установкам социума. Дисциплина приходит позже, c занятиями фехтованием, которые дают ей чувство цели и позволяют удерживать равновесие в непредсказуемом и опасном мире. Арья продолжает бороться за самоконтроль и баланс между Ид и Эго, когда становится подростком и решает присоединиться к Безликим из Браавоса. Все еще инстинктивно желая немедленного удовлетворения, она чувствует себя несчастной, когда ей дают задания для прислуги, такие как подметать пол или обмывать покойников. Процесс обучения будущих убийц долог и полон тайн; в ходе его Арья должна преодолеть Ид и сосредоточиться на терпении. Что еще важнее, она должна отказаться от эгоистичных желаний и жажды мести и сконцентрироваться на высшем благе — только тогда она сможет служить Многоликому богу. Борьба Арьи за самоконтроль выписана очень ярко и представляет собой центральную тему в развитии ее характера.

Бихевиористский подход

Сторонники бихевиоризма отказались объяснять все воздействием скрытых психологических сил и предложили рассматривать поведение как ответ на внешние поощрения и наказания. С этой точки зрения стремление к немедленному удовлетворению потребности может быть сведено к нулю социальным наказанием, а самоконтроль — стимулирован социальными условиями. Другими словами, среда, которая вознаграждает за дисциплину и наказывает за гедонизм, способствует самоконтролю.

Его Воробейшество, по сути, бихевиорист. В отличие от религиозных лидеров, которые сфокусированы на эмоциональных преимуществах духовности, он учит свою паству, что самоконтроль рождается из аскетического образа жизни и отказа от всего, что способствует чувственности. Мы отчетливее всего наблюдаем взгляды Его Воробейшества, когда он со своими фанатиками заключает в темницу Серсею. После признания вины и освобождения она подвергается унизительной церемонии искупления. Это можно назвать положительным наказанием в терминологии бихевиоризма — предъявлением негативных следствий поведения. Наказание должно научить королеву, что поиск эгоистических удовольствий ведет к суровому осуждению социума, то есть должно укреплять ее самоконтроль через внешние последствия. Однако кипящий яростью взгляд Серсеи говорит о том, что эксперимент плохо закончится для Его Воробейшества и его сторонников. Экстремальное наказание не гарантирует ни роста самоконтроля, ни исчезновения жажды мести.

Когнитивный подход

Когнитивная психология подчеркивает важность мыслей и внутренних убеждений в поведении человека. Психологи Аарон Бек и Альберт Эллис считали, что наши эмоции и поведение являются результатом наших мыслей и представлений. Эллис предложил модель поведения ABC: реальное событие (A) активизирует сумму (B) представлений, и это приводит к определенным (C) последствиям. Такой подход предполагает, что негативные убеждения в конечном итоге приводят к плохим поведенческим выборам и более слабому самоконтролю.

Эта теория может объяснить многие варианты поведения. Пьянство и склонность Тириона Ланнистера к проституткам можно интерпретировать как следствие убежденности в том, что социум не принимает его, а семья никогда не признает его достойным. Неукротимое стремление Арьи Старк к мести может быть когнитивным следствием ее представления о том, что мир несправедлив и что она лично должна отомстить за насильственную смерть своих близких. Наконец, Серсея суммирует когнитивные представления семьи Ланнистеров о большом мире, когда учит своего сына Джоффри: «Все, кто не мы, — наши враги!» Люди, убежденные в том, что постоянно находятся в опасности, будут проявлять признаки неусыпной бдительности, пессимизм и стремление использовать насилие для защиты, что может помешать им сохранять самоконтроль.

Нарушения самоконтроля

Понимание истоков самоконтроля полезно, но оно не объясняет последствий и серьезности проблем самоконтроля. Чтобы проникнуть в их суть, эти проблемы теперь диагностируют таким же образом, как и другие нарушения здоровья. Для многих психических расстройств одним из диагностических критериев выступает та или иная форма нехватки самоконтроля, в особенности импульсивность. Можно выделить целый ряд подобных проблем, и Американская психиатрическая ассоциация определила эти состояния в отдельную категорию — нарушения контроля импульсивности. Выделяются три формы этого типа расстройства психики: расстройство прерывистой вспыльчивости, расстройство поведения и диссоциальное расстройство личности.

Взрывные эмоции

Среди наиболее опасных нарушений психического здоровья — расстройство прерывистой вспыльчивости. В этом состоянии человек впадает в ярость, непропорциональную раздражителю, что приводит к нанесению вреда людям или имуществу посредством жестокого, деструктивного поведения. Согласно определению, это поведение не может быть объяснено другим диагнозом, таким как диссоциальное расстройство личности или деменция. У индивида с расстройством прерывистой вспыльчивости могут быть на счету десятки эпизодов ярости и отсутствия самоконтроля, которые приводят к травмам, требующим медицинской помощи, или наносят ущерб имуществу на тысячи долларов.

У Эйериса II Таргариена, Безумного Короля, можно диагностировать расстройство прерывистой вспыльчивости. Правитель, печально известный приступами неконтролируемой ярости, незаслуженно отправляет людей на казнь и в своем безумии приказывает сжечь Королевскую Гавань. У его сына Визериса Таргариена такая же проблема. Периодические взрывы ярости Визериса обычно направлены на его сестру Дейнерис, которую он считает более слабой. Люди с этим расстройством часто выбирают беззащитных жертв, чтобы избежать возмездия.

Нарушения поведения

Расстройство поведения — еще одно расстройство из категории нарушений контроля импульсивности. Диагностируется у детей. Это синдром последовательного нарушения правил, законов и общественных норм. Нарушения поведения включают в себя потерю самоконтроля, что выражается в таких поступках, как угрозы, драки, нападение с применением оружия, физическая жестокость по отношению к людям или животным, грабеж, сексуальное насилие, поджоги, уничтожение имущества, вторжение в чужое жилье, кражи и пренебрежение правилами. Отличительными признаками расстройства поведения являются социально неуместные эмоции, отсутствие угрызений совести и чувства вины, черствость и отсутствие сострадания, безразличие к результатам деятельности (в школе или на работе) и отсутствие глубоких эмоций.

Детский психолог из Вестероса мог бы диагностировать расстройство поведения у Джоффри Баратеона. Он любит мучить других и причинять боль, не старается стать хорошим королем, презирает подданных и демонстрирует рост склонности к садизму в течение всего своего правления. Джоффри — олицетворение того, что происходит, когда индивид со слабым самоконтролем или вовсе без него получает абсолютную власть. Такой человек становится опасным диктатором и в конечном итоге превращается в чудовище.

Асоциальная личность

Диссоциальное расстройство личности, которое классифицируется одновременно как расстройство личности и как нарушение контроля импульсивности, представляет собой долгосрочный паттерн манипулирования, эксплуатации и нарушения прав других людей, часто на преступном уровне. В разговорной речи людей с этим расстройством обычно называют психопатами или социопатами. Некоторые специалисты используют в данном случае взаимозаменяемые термины психо патия, социо патия и диссоциальное расстройство личности.

ЧЕТЫРЕ КОРНЯ ЗЛА

Когда отсутствие самоконтроля приводит к насилию? В книге Роя Баумайстера «Зло изнутри: Человеческое насилие и жестокость» (Evil: Inside human violence and cruelty) предлагаются четыре основных источника человеческого зла:
 
Насилие как инструмент. Люди творят зло ради достижения цели. Например, террористы прибегают к чудовищным актам массовых убийств.
 
Эготизм под угрозой. Существует популярная точка зрения, что насилие совершают люди с низкой самооценкой, но Баумайстер утверждает, что его исследования опровергают этот миф. Он полагает, что насилие творят преимущественно нарциссические личности; они становятся агрессивными, когда их самооценке угрожает критика. Насилие для них — способ сохранить превосходство и заставить других уважать себя.
 
Садизм. Некоторым людям просто нравится насилие над другими. Патологические индивиды с ослабленным или отсутствующим чувством вины могут испытывать отвращение при первом акте насилия, но повторные жестокие действия вызывают у них приятные ощущения. Поскольку стыд и вина, которые блокировали бы эту прогрессию, отсутствуют, такие люди полностью теряют эмпатическую идентификацию со своими жертвами. Со временем им все проще совершать насилие, пытки и убийства, что делает садистские акты для преступников привлекательными и доставляющими удовольствие.
 
Идеализм. Это, пожалуй, самая коварная из первопричин зла. История полна примеров политических и религиозных «идеалистов», совершавших чудовищные преступления. ИГИЛ, нацисты, ку-клукс-клан совершали беспрецедентные кровавые деяния во имя изменения мира к лучшему.

В «Игре престолов» самый жуткий пример диссоциального расстройства личности — Рамси Болтон. Мы видим в нем патологическое отсутствие эмпатической идентификации с людьми и садистское поведение: пытки, охоту на людей ради развлечения, сдирание кожи и нанесение увечий жертвам, изнасилование жены. Такие личности необязательно испытывают нехватку самоконтроля; у них просто нет врожденного желания применять самоконтроль, чтобы прекратить свое бесчеловечное поведение. Они отличаются полным отсутствием сочувствия и сострадания. Многие поклонники сериала считают Рамси наихудшим злодеем из всех персонажей за его непрерывное асоциальное поведение.

Значение самоконтроля

В «Игре престолов» встречается немало подтверждений того, насколько важен самоконтроль. Когда персонажи ведут себя подло, поступают нерационально или совершают глупый эмоциональный выбор, это всегда имеет негативные последствия. Сквозь подтекст ситуаций всегда просматривается осуждение отсутствия самоконтроля. В мире Мартина нехорошо действовать как психопат. Если вы ведете себя таким образом, вам грозит расплата — кровавая и драматическая. Персонажа ждут бесчестье, пытки, увечья и даже смерть.

Теон Грейджой демонстрирует отсутствие самоконтроля, когда приказывает убить двух невинных мальчиков; впоследствии он попадает в руки Рамси, который мучает и калечит его. Джейме Ланнистер выталкивает ребенка из башни, чтобы сохранить свою постыдную тайну, и это служит началом лавины событий, в результате которых он, воин, блистательно владевший мечом, лишается правой руки и становится калекой. Метафора справедливости здесь вполне очевидна. В отличие от многих примеров неконтролируемого поведения, судьба персонажей, у которых все в порядке с самоконтролем, развивается иначе и демонстрирует его преимущества.

Долгосрочные цели и терпение приносят пользу Джону Сноу, который поначалу подвергается в Ночном Дозоре издевкам и предвзятому отношению из-за своего статуса незаконнорожденного, но в конечном итоге становится лордом командующим. Дейнерис проявляет самообладание, когда терпит жестокое обращение брата, когда ее принуждают к браку и к такому образу жизни, при котором самоконтроль необходим, чтобы уцелеть. Она в буквальном смысле слова восстает из пламени и становится одной из самых рациональных и влиятельных личностей во всех Семи Королевствах. Очевидно, что самоконтроль может привести к огромным преимуществам и силе.

Исследователь самоконтроля Рой Баумайстер предлагает идеи, которые согласуются с подтекстом «Игры престолов». Он пишет: «Самоконтроль — это не просто пуританская добродетель, это ключевое психологическое качество, порождающее успех в работе и в игре, а также в преодолении жизненных трудностей». И далее: «Стремление контролировать себя и то, что нас окружает, имеет глубокие корни в психике человека и лежит в основе занятий наукой, политикой, бизнесом и искусством. Учитывая, что большинство из нас не имеет королевской власти, чтобы заставить других людей поступать согласно нашим распоряжениям, и что нам нужно заручиться сотрудничеством ради собственного выживания, способность сдерживать агрессию, жадность и сексуальные импульсы становится необходимостью». Исследования Баумайстера позволили сделать ряд практических выводов о самоконтроле. Самоконтроль работает как мышца. Если им долго пользоваться, он может утомиться и стать бесполезным для дальнейшего саморегулирования. Он восстанавливается после отдыха, положительных эмоций и в результате действий, направленных на его усиление.

Если человек избавится от конфликта целей и будет стратегически использовать самоконтроль, он получит от него максимум пользы. Кроме того, самоконтроль зависит от ограниченных энергетических ресурсов — например, от уровня глюкозы в крови. Предположения Баумайстера наводят на мысль, что, возможно, в будущем люди сумеют осознанно управлять самоконтролем и усовершенствовать его использование.

Самоконтроль — ключ к победе

История, о которой мы здесь говорим, равно как другие книги и фильмы, учат нас тому, что контроль — это иллюзия. Контроль не поможет нам избежать проблем; он может лишь помочь выбрать, как на них реагировать. Интерес психологии к таким вопросам, как самодисциплина, саморегуляция и самоконтроль, в настоящее время растет, и исследования показывают, что эти качества имеют научное обоснование и приносят несомненную пользу личности.

Стратегический самоконтроль обеспечивает успех и счастье, а практика самоконтроля, как упражнение для мышц, делает людей более сильными, готовыми встретить будущие проблемы. В мире Вестероса потеря контроля ведет к нежеланным результатам вроде потери власти или жизни. Укрепление самоконтроля — к благополучию и жизненным успехам. Человек не в состоянии обезопасить себя от всех мыслимых невзгод, но самоконтроль позволяет нам «наслаждаться нашим временем на земле и делиться радостью с любимыми». «Игра престолов» учит нас, что для победы над врагами нужно проявить терпение, сосредоточиться на долгосрочных целях и совершенствовать личную дисциплину. Исследователи учат нас, что самоконтроль необходим для достижения жизненных целей и преодоления проблем в реальном мире. Обе сферы, искусство и наука, в итоге сходятся в одном: самоконтроль — ключ к победе в игре жизни.