Полезный эгоизм | Большие Идеи

・ Психология


Полезный эгоизм

Письмо главного редактора HBR Россия

Автор: Марина Иванющенкова

Полезный эгоизм

читайте также

Ловушка ускорения

Врух Хайке,  Менгес Йохен

Правильный стресс способен сплотить вашу команду

Шон Ачор

Почему полезно бить баклуши

Макгонигал Джейн

Эффект Люцифера

Часто ли вы выполняете чужие просьбы, забыв о своих делах? Если ответ положительный, значит, вы альтруист и, возможно, близки к выгоранию — или оно вас уже настигло. Время и эмоциональные ресурсы небезграничны, и, бездумно расходуя их на других, вы рискуете нанести вред себе. Особенно неприятно, если вашу отзывчивость просто используют, а в ответ наносят удар — среди «берущих» много корыстных эгоистов, не знающих, что такое благородство и благодарность. Тратя себя на подобных людей, вы обделяете вниманием тех, кто его достоин.

Я вовсе не хочу сказать, что не надо помогать другим — наоборот! Тем более, если вы занимаетесь управлением людьми. 40 лет назад Роберт Гринлиф предложил принцип лидерства-служения — он гласит, что менеджер не должен ставить на первое место личные интересы. Сейчас руководителям особенно важно думать не о себе, а о сотрудниках, помогать им. Но, во-первых, все хорошо в меру. Во-вторых, если вам по роду деятельности не нужно поддерживать других, то стоит защищать свое время от чужих посягательств. Адам Грант и Реб Ребеле из Уортонской школы бизнеса считают, что «дающие» должны обдуманно принимать решения о том, как, когда и кому помогать, иначе эмоциональное истощение неизбежно.

Недавно Всемирная организация здравоохранения включила выгорание в Международную классификацию болезней — правда, как профессиональное явление, а не диагноз. В последние месяцы эта тема обсуждается очень активно. Стресс, вызванный пандемией коронавируса, необходимость жить и работать в непривычных условиях, неопределенность стали причиной выгорания у большого количества людей.

Тяжелее всего приходится врачам, которые даже в «мирное» время относятся к группе с наибольшим риском выгорания. «Мне кажется, из этой эпидемии мы выйдем с измененной психикой. Медработники точно. День за днем все повторяется: антисептики, респираторы, полная голова КТ-снимков, умершие, выжившие, идущие по грани, заболевшие друзья и коллеги, погибшие в борьбе с ковидом врачи, медсестры, санитарки... Врачи, которые работают с тяжелыми пациентами, — наиболее подверженная эмоциональному выгоранию часть медицинского сообщества», — говорит директор НИИ скорой помощи им. Склифосовского Сергей Петриков. Он считает, что полностью справиться с этой проблемой медики не в состоянии, можно лишь уменьшить ее последствия.

У тех, чья работа связана со спасением чужих жизней, обычно нет выбора, помогать людям или нет. У остальных он, как правило, есть. Как пишут Грант и Ребеле, перестав реагировать на все просьбы, вы избежите переутомления и в итоге сможете принести окружающим больше пользы.

Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор Harvard Business Review Россия.