читайте также
Часто ли вы выполняете чужие просьбы, забыв о своих делах? Если ответ положительный, значит, вы альтруист и, возможно, близки к выгоранию — или оно вас уже настигло. Время и эмоциональные ресурсы небезграничны, и, бездумно расходуя их на других, вы рискуете нанести вред себе. Особенно неприятно, если вашу отзывчивость просто используют, а в ответ наносят удар — среди «берущих» много корыстных эгоистов, не знающих, что такое благородство и благодарность. Тратя себя на подобных людей, вы обделяете вниманием тех, кто его достоин.
Я вовсе не хочу сказать, что не надо помогать другим — наоборот! Тем более, если вы занимаетесь управлением людьми. 40 лет назад Роберт Гринлиф предложил принцип лидерства-служения — он гласит, что менеджер не должен ставить на первое место личные интересы. Сейчас руководителям особенно важно думать не о себе, а о сотрудниках, помогать им. Но, во-первых, все хорошо в меру. Во-вторых, если вам по роду деятельности не нужно поддерживать других, то стоит защищать свое время от чужих посягательств. Адам Грант и Реб Ребеле из Уортонской школы бизнеса считают, что «дающие» должны обдуманно принимать решения о том, как, когда и кому помогать, иначе эмоциональное истощение неизбежно.
Недавно Всемирная организация здравоохранения включила выгорание в Международную классификацию болезней — правда, как профессиональное явление, а не диагноз. В последние месяцы эта тема обсуждается очень активно. Стресс, вызванный пандемией коронавируса, необходимость жить и работать в непривычных условиях, неопределенность стали причиной выгорания у большого количества людей.
Тяжелее всего приходится врачам, которые даже в «мирное» время относятся к группе с наибольшим риском выгорания. «Мне кажется, из этой эпидемии мы выйдем с измененной психикой. Медработники точно. День за днем все повторяется: антисептики, респираторы, полная голова КТ-снимков, умершие, выжившие, идущие по грани, заболевшие друзья и коллеги, погибшие в борьбе с ковидом врачи, медсестры, санитарки... Врачи, которые работают с тяжелыми пациентами, — наиболее подверженная эмоциональному выгоранию часть медицинского сообщества», — говорит директор НИИ скорой помощи им. Склифосовского Сергей Петриков. Он считает, что полностью справиться с этой проблемой медики не в состоянии, можно лишь уменьшить ее последствия.
У тех, чья работа связана со спасением чужих жизней, обычно нет выбора, помогать людям или нет. У остальных он, как правило, есть. Как пишут Грант и Ребеле, перестав реагировать на все просьбы, вы избежите переутомления и в итоге сможете принести окружающим больше пользы.
Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор Harvard Business Review Россия.