Мера лидерства | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Мера лидерства

Каким должен быть настоящий лидер.

Автор: Генри Минцберг

Мера лидерства

читайте также

Гендиректор Volkswagen Group: «Моим долгом было помочь компании»

Александр Губский / "Ведомости"

Гибкий рецепт для турбулентного мира

Андрей Скорочкин

Готовность меняться: удивительные открытия о ваших сотрудниках

Джозеф Б. Фуллер

Какой отдел продаж нам нужен?

Золтнерс Эндрис,  Лоример Сэлли,  Прабхакант Синха

Все мы знаем, каким должен быть настоящий лидер. Он поощряет командную работу, видит стратегическую перспективу, создает атмосферу доверия и т.д. Согласны? Тогда позвольте задать вам несколько вопросов. Если у вас поощряется командная работа, то как распределяются опционы на акции? Если ваш лидер видит стратегическую перспективу, то какую долю этих опционов можно реализовать в ближайшее время? Скольких сотрудников уволили в последние годы, и укрепилось ли от этого доверие в компании?

Если проанализировать ответы, то окажется, что во многих компаниях лидерство лишь мешает развитию бизнеса. Такие компании культивируют представление о лидере как об одиноком герое, который мужественно бросается в бой, выдвигает грандиозные планы, принимает жесткие решения, проворачивает масштабные сделки и ради сокращения расходов без колебаний увольняет сотрудников. Часто эти лидеры — варяги; их приглашают в тяжелое время, и им удается спасти положение — на год-два.

Во всех подобных случаях подразумевается, что компании, попавшей в беду, нужен новый, еще более сильный лидер. А вот я полагаю, что лидерства в таких компаниях, как правило, более чем достаточно и даже было бы желательно несколько умерить его масштабы.

Однажды я прочитал в какой-то статье, что Лу Герст-нер за четыре года увеличил рыночную стоимость IBM на $40 млрд. «Неужели он добился этого в одиночку?» — подумал я. Затем я узнал некоторые подробности этой истории, имеющие отношение к выходу IBM на рынок электронного бизнеса. Выяснилось, что идея проекта принадлежала некоему талантливому программисту. Его поддержал менеджер по кадрам. Вдвоем они создали группу, обеспечившую IBM мощные позиции в области электронной коммерции. Какую же роль сыграл во всем этом Герстнер? Услышав о перспективной идее, он дал ей добро. И все. Герстнер не указывал, что следует делать, он лишь одобрил то, что предложили другие, то есть проявил себя лидером ровно в той мере, в какой это было нужно.

Как соблюсти разумную меру лидерства? Прежде всего давайте покончим с противопоставлением лидерства

руководству. Не нужно превращать лидерство в некую изолированную сущность, ведь лидером может стать любой сотрудник, предлагающий идею или инициативу. Как те двое из IBM.

Короля играет свита, а лидеров — их последователи. Но часто ли компании предоставляют сотрудникам возможность решать, кто станет их лидером? Мне известна всего одна такая компания, зато действительно очень успешная — McKinsey. Ее старшие партнеры тайным голосованием выбирают управляющего директора сроком на три года. Интересно, McKinsey хоть раз рекомендовала этот подход кому-нибудь из своих клиентов?

И наконец, возьмем такую важную составляющую, как увлеченность. Руководитель, преданный своему делу, увлекает собственным примером других. Он уверенно работает на свою отрасль, свою компанию, свою задачу. Затеяв один проект, доводит его конца, а не спешит побыстрее перейти к следующему, более перспективному. Он заслуживает уважение подчиненных и сплачивает вокруг себя людей, преданных общему делу.

Такие лидеры, как правило, не исправляют ошибки, а предупреждают их; не навязывают свою волю, а предлагают сотрудничество; действуют не приказами, а личным примером. Для них важно, как выглядит их зарплата на общем фоне, и они заботятся о сохранении коллектива. Они не восседают на вершине, а трудятся рядом с людьми. Мы то и дело говорим о сотрудниках, вооруженных знаниями, и социальных сетях, но по-прежнему поклоняемся идее лидерства. А ведь менеджер, вознесенный над коллективом, стоит вне его.

«Несчастна страна, у которой нет героев», — говорит персонаж одной из пьес Брехта. «Нет, — отвечает ему другой. — Несчастна страна, нуждающаяся в героях». Давайте вернем лидерство с небес на землю и сделаем так, чтобы оно составляло единое целое с менеджментом.