Секретная добавка | Большие Идеи

・ Психология


Секретная добавка

Если начальник уверен, что подчиненные — мошенники и бездельники, они наверняка его не разочаруют и проявят свои худшие качества. Если же начальник излучает уверенность в том, что его команда состоит из сильных творческих людей, они сознательно или подсознательно будут стремиться соответствовать его мнению.

Автор: Елена Евграфова

Секретная добавка

читайте также

Как устроена пирамида ценностей потребителя

Джон Синиер,  Николас Блок,  Эрик Алмквист

Почему так трудно внедрять генеративный ИИ

Дэнни Го,  Марк Эспозито,  Пол Ли,  Теренс Це

15 приемов, которые помогут запомнить любые иностранные слова

Михаил Бондарев

После рукопожатия

Чьямпа Дэн

В одной известной российской компании сотрудников и посетителей при входе заставляют сдавать мобильные телефоны — ­чтобы не мешали работать. Когда мне рассказали об этом, я просто не могла поверить, настолько несовременной и дикой кажется мне эта дисциплинарная мера. Если это правда, я готова биться об заклад, что с инновациями в этой компании туго. Если хотите убить в людях творческую инициативу, берите пример с этой организации — ­результат гарантирован. К сожалению, противоположное правило не работает и повторить успех выдающейся компаний, копируя ее подходы, обычно не удается.

Было предпринято много попыток воссоздать модель Toyota, но все они оказались более или менее безрезультатными. Ничего не стоит скопировать бизнес-процессы, однако, чтобы они принесли плоды, необходимо что-то еще — секретная добавка, которая активирует систему. Вероятно, дело в особой корпоративной культуре выдающейся компании, а вот воссоздать ее почти невозможно. Тогда стоит ли изучать опыт Google, Apple или Toyota? Я думаю, стоит — не для того, чтобы скопировать бизнес-процессы, а чтобы постичь философию креативной компании.

В Google 20% рабочего времени сотрудники могут тратить на собственные проекты, напрямую не связанные с их работой. Возможно, это объясняет выдающийся инновационный потенциал компании. Почему бы не ввести это правило в каждой организации? Увы, подобная инициатива может сработать как в пользу компании, так и против нее. Чтобы люди не стали отлынивать от работы под предлогом творческого поиска, нужно создать особую корпоративную культуру и собрать особый персонал. А вот это совсем не просто — в компании, где отбирают мобильные телефоны, соглашаются работать люди совсем другого сорта.

В статье «Разбираем по винтикам: инновационный механизм Google» Бала Айер и Томас Дейвенпорт довольно подробно описали, как устроена компания изнутри, однако это вовсе не значит, что достаточно скопировать ее методы и результат не заставит себя ждать. В истории Google меня всегда поражал тот факт, что, создавая компанию, ее основатели Сергей Брин и Ларри Пейдж сами не ­понимали, на чем будут зарабатывать деньги. То есть история началась не с бизнес-плана, а с некой отвлеченной, почти альтруистичной идеи организовать мировую информацию и сделать ее доступной людям. Возможно, как раз это и есть главная управленческая инновация Google.

И, возможно, без этого условия ее бизнес-процессы работать не будут. Я уверена, что у многих такое предположение вызовет скептическую улыбку, дескать, это лирика, а бизнес — это нечто другое: расчеты и логические построения. Недоверчивым я советую прочитать статью «Пигмалины от управления» Стерлинга Ливингстона. Возможно­, она изменит представление некоторых руководителей о том, что рационально, а что нет.

Руководство компании, которую я упоминала в самом начале, не сомневается в том, что строгие правила и конт­роль ведут к повышению производительности труда.

Но в жизни все сложнее и простая логика часто подводит. Согласно исследованиям, на которые ссылается Ливингстон, во многом люди ведут себя в соответствии с ожиданиями окружающих. Если начальник уверен, что подчиненные — мошенники и бездельники, они наверняка его не разочаруют и проявят свои худшие качества. Если же начальник излучает уверенность в том, что его команда состоит из сильных творческих людей, они сознательно или подсознательно будут стремиться соответствовать его мнению. Конечно, у каждого правила есть исключения, но это не отменяет самого правила.

Если вас заинтересовала тема, давайте продолжим разговор в дискуссии к этой статье.