Выйдет ли Тим Кук из тени Стива Джобса? | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Выйдет ли Тим Кук из тени
Стива Джобса?

Наверное, самая трудная для руководителя участь — стать преемником великого лидера.

Автор: Роберто Верганти

Выйдет ли Тим Кук из тени Стива Джобса?

читайте также

За безопасность потребительских кредитов

Тиаги Амелия,  Уоррен Элизабет

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Здесь рыбы нет! Когда пора списать расходы

Андрей Третьяков

Мы похожи на свои имена

Скотт Беринато

Наверное, самая трудная для руководителя участь — стать преемником великого лидера. Ведь выше его головы уже не прыгнешь, верно? Выиграть в этой ситуации почти невозможно, а потерять можно все. Пытаться ли подражать тому стилю руководства, благодаря которому столь преуспел ваш предшественник? Скорее всего, сравнение окажется не в вашу пользу. Все поменять и выработать свой собственный стиль? Но так можно разрушить налаженный, хорошо действующий механизм.

Три года назад Тим Кук столкнулся с подобным вызовом. И эти три года длился переходный период без существенных премьер, но вчера он объявил о намерении освоить новую категорию — умные часы. О выходе на рынок Apple Watch Тим Кук возвестил той знаменитой фразой, которую Стив Джобс имел обыкновение повторять в конце каждой речи: «И еще одна вещь…» Так вот, что бы мы ни думали о новых часах, сами эти слова вызывают некоторое беспокойство.

Часы от Apple внушают мне, как и многим другим людям, смешанные чувства. Дизайн безупречен, и о том, чтобы пользователь получал максимальное удовлетворение, компания тоже позаботилась. Некоторые функции часов просто упоительны — например, небывалые формы общения и взаимопонимания между людьми, которые будут их носить. Стоя рядом, вы одним прикосновением пальца можете передать партнеру ритм своего сердцебиения.

Но являются ли новые часы очередным примером того, как Apple с некоторым опозданием выходит на новый рынок и предлагает собственную интерпретацию уже освоенного продукта, переосмысливая его возможности? В этом я отнюдь не убежден. На этот раз компания повела себя не столь решительно. Данная категория товаров не пересматривается радикально, и отличия Apple Watch от уже имеющихся на рынке (Moto от Motorola, SmartWatch от Sony и Gear от Samsung) не столь поразительны. Некоторые наблюдатели говорят даже о продолжающейся в компании тенденции к плагиату (подобно тому, как увеличенный экран нового iPhone 6 появился под влиянием смартфона от Samsung). Кое-кто думает, что Apple лишилась былой магии.

Читайте материал по теме: Патентные войны Apple, бессмысленные и бесконечные

Но даже с такими оговорками Apple Watch может выбиться в победители. Успех в конечном счете определяется пользователями (и отчасти разработчиками приложений).

Меня больше беспокоит сама интонация прошедшего мероприятия: каким предстало новое руководство компании. Это было похоже на ремейк знакомого фильма: формат, заданный Стивом Джобсом, тот же сценарий, те же цвета и подсветка, тот же ритм и тот же контент, практически те же лица и голоса, те же эпитеты, восхваляющие возможности нового продукта, та же «еще одна вещь» и те же музыканты (группа U2) под занавес. Порой худощавая фигура Тима Кука даже внешне казалась схожей с силуэтом Джобса.

Apple всегда проявляла тягу к искусству, а потому я позволю себе прибегнуть к аналогии из художественного мира: вчера мне показалось, будто руководство Apple вошло в период маньеризма. В XVI веке после великой революции мастеров Ренессанса — Леонардо, Рафаэля и Микеланджело — многим художникам казалось уже невозможным открыть новые пути, и они принялись копировать и раздувать стиль своих учителей. Их манера рисовать была более вычурной по сравнению с естественной гармонией гениев Возрождения — и гораздо менее свободной. Иными словами, антураж недавней презентации показался мне раздутым преувеличением классического стиля Стива Джобса.

Читайте материал по теме: Как руководить командой в экстремальных ситуациях

И это опасно для Apple: если Кук все-таки решил следовать уже отработанному рецепту лидерства. Разумеется, любая компания нуждается в стабильности, в ритуалах, в определенных способах воздавать честь самой себе. Однако нуждается она и в обновлении, реновации — не только потому, что меняется формат рынков и конкуренции, но и потому, что сотрудникам, в особенности молодым и недавно пришедшим новичкам, нужна новая миссия. Им требуются собственные ритуалы, стиль, к которому они приложат руку: самостоятельные действия открывают новые источники энергии и укрепляют уверенность в будущем. Как показали различные исследования инноваций и стратегии, самый опасный конкурент успешной организации находится не снаружи, а внутри нее. У нынешней корпорации Apple самый грозный соперник — это компания Стива Джобса.

Для Кука и личный, и профессиональный риск заключается в том, что, подражая Джобсу, он никогда с ним не сравнится. Однажды, оглянувшись на эти годы, он подумает: я все делал правильно, но так и не смог стать лучшим. Разумеется, на стиль Кука оказывает сильное влияние его многолетняя близость к Стиву. И, конечно же, эмоции, благодарность и привязанность играют свою роль. Но все люди разные. Будет ли собственный стиль Кука благоприятен для компании и поможет ли он ей достичь новых высот? Заранее не скажешь. Но он должен предоставить себе и Apple такой шанс.

Хотелось бы верить, что теперь, когда Кук доказал свое умение следовать примеру Стива, он обретет свободу и начнет действовать на свой лад.

Читайте по теме: