читайте также
Нам отчаянно нужны лидеры — а те, что есть, нас не устраивают.
Мы словно позабыли истинный смысл лидерства и путаем его с тем, чем лидерством быть точно не должно.
Что не следует называть лидерством? Прежде всего, умение красиво подать себя. Придать лицу уместное выражение, запомнить правильные слова, в нужном месте пристукнуть кулаком — все это не лидерство. Лидерство — это не играть, а быть. Позвольте объяснить. Что произойдет, если ситуация будет развиваться не по плану, слушатели начнут задавать трудные вопросы, стены обрушатся? Актер — человек, не умеющий импровизировать — застынет в растерянности. Именно это мы и наблюдаем ныне: один лидер за другим цепенеет перед внезапными вихрями перемен. Это происходит в политике, общественной деятельности, культуре и бизнесе. Вот они и учат заранее сценарии, все строчки наизусть, и отрабатывают взмах рукой под правильным углом.
Простой пример: десять лет назад никто не мог бы предугадать, что от Nokia, общеизвестного бренда, останется лишь воспоминание о былом величии. Теперь мы видим упадок этой корпорации, а все потому, что руководители компании, хотя и ведут себя как лидеры — демонстрируют спокойствие и уверенность в себе, произносят пламенные речи, — не умеют быть лидерами. Они не сделали ничего для будущего организации: ведь когда обращаешься к будущему, которое заведомо не может быть чем-то определенным, приходится сомневаться и даже рискуешь сесть в лужу.
И не только «казаться» не относится к сфере лидерства — «показатели» тоже явно не отсюда. Слишком часто мы пытаемся искать лидеров среди тех, кто наращивает прибыль и достигает поставленных целей. Но фундаментальная основа любого лидера не состоит в том, чтобы сегодня выполнять те же задачи, какие и вчера, только более эффективно: ему следует радикально пересмотреть саму постановку задачи. Пьер Омидьяр, основатель eBay, едва ли сумел бы преуспеть на аукционах Sotheby's. Джимми Уэйлс, соучредитель Wikipedia, скорее всего, провалился бы в роли главного редактора Encyclopædia Britannica. Крейг Ньюмарк, создатель Craigslist, вряд ли сгодился бы на роль издателя газеты рекламных объявлений.
Лидеров такого калибра придется искать не среди самых успешных предпринимателей, а среди тех, кто бросает вызов современным представлениям о предпринимательстве как таковом. А пока мы выводим на высшие должности «по показателям», стоит ли удивляться, что мы получаем все больше посредственных руководителей?
Не сводится лидерство и к навыку политической интриги. Лидеры — не калькуляторы, на ходу подсчитывающие выгоды того или иного хода с единственной целью: захватить и удержать власть. И вообще лидерство не в том, чтобы прийти к власти, а в том, чтобы придать больше сил другим людям. Лидер создает среду, в которой показатели производительности утрачивают прежнее значение и люди начинают думать о цели и смысле своей работы, а не о том¸ как кому угодить, кого запугать, как одолеть.
Если источником вдохновения служит высшая цель, то не нужно «продавать идеи» или пускать в ход какие-то другие маркетинговые ходы для завоевания последователей. Тем лидерам, которые вечно что-то проталкивают, хитрят, идут на компромисс, подкупают бонусами, пора спросить себя, ради чего все это, ведь лидер не продажник. Когда Стив Джобс задал Джону Скалли свой знаменитый вопрос: «Вы хотите провести остаток жизни, продавая газировку, или хотите изменить мир?», он как раз об этом и говорил. Продавай сладкую воду — глядишь, и набьешь карман — но ради этого придется отказаться от того, что придает жизни смысл. Смысл жизни лидера — придать этой самой жизни смысл.
Не следует путать лидерство и с произнесением вдохновляющих речей. Лидер — не оратор, который должен вогнать всех в ступор и подчинить своей воле. Да, он вдохновляет людей, но в другом смысле — вдыхает жизнь в свою компанию, в тех, кого ведет за собой. Благодаря его усилиям все остальные начинают фантазировать, рисковать, творить, создавать. Лидеры не просто поощряют нас к этому: их трудная работа заключается в том, чтобы создать все необходимые стимулы, процессы, системы и роли, которые позволят нам творить.
Сейчас с лидерством дело обстоит плохо. Мы отчаянно жаждем получить лидеров получше, но, быть может, в этой нашем поиске и заключается проблема. Мы ждем спасителей и ничего не предпринимаем. Да и приятнее жаловаться на тех лидеров, что имеем, чем что-то делать. Делать — это ведь трудно.
Об авторе. Умар Хак — директор Havas Media Labs, автор книг «Betterness: Экономика для людей» и «Новый манифест капитализма: построение революционно успешного бизнеса», участник рейтинга влиятельных мыслителей в области менеджмента и маркетинга Thinkers 50.