Медитация улучшит вашу стратегию | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Медитация улучшит
вашу стратегию

Медитация снижает уровень стресса и нормализует давление, а также помогает управлять эмоциями.

Авторы: Джастин Тэлбот-Цорн , Фрида Эджетт

Медитация улучшит вашу стратегию

читайте также

Время новых воротничков

Максим Спиридонов

Что делать, если вы вынуждены работать не там, где вам хочется

Дори Кларк

Почему так сложно выступить против токсичной культуры

Франческа Джино

В поисках идей: сентябрьский выпуск

В течение двух последних десятилетий медитация стала повседневной практикой в крупных корпорациях и государственных учреждениях, в том числе в Google, Apple, Aetna, Пентагоне и Конгрессе США. Она, если можно так выразиться, спустилась с высот Гималаев и покинула пределы японских буддийских монастырей.

Современные руководители все чаще применяют медитацию, отмечая ее положительные эффекты. Эмпирические данные подтверждают, что она снижает уровень стресса и нормализует давление, а также помогает управлять эмоциями. Осознанная медитация, то есть практика, основанная на текущем моменте, все чаще используется управленцами для более четкой расстановки целей. Дэниел Гоулман и Билл Джордж многократно описывали ее суть: человек внимательнее слушает окружающих и руководствуется в своих действиях разумом, а не капризами или привычками.

В наше время, когда частные и государственные организации все чаще критикуют за краткосрочное видение, отсутствие глубины, за быстрые, необдуманные реакции на сиюминутные раздражители, не пора ли нам задать вот какой вопрос: «Поможет ли осознанность всем нам — не только бизнес-лидерам, но и компаниям в целом — быть более последовательными в своих действиях?». Или с практической точки зрения: могут ли руководители интегрировать практики осознанности в процесс стратегического планирования?

Семьдесят лет назад Виктор Франкл, австрийский психиатр и выживший узник Освенцима, пролил свет на этот вопрос. «Между стимулом и реакцией существует определенный зазор, — писал он в 1946 году. — Именно в этом небольшом пространстве у нас есть возможность выбирать свой ответ, то, как мы поступим. От этого ответа зависит наша свобода и наше величие». Так начиналось ставшее классическим учение логотерапии.

Осознанность — практика контроля дыхания и наблюдения за мыслями и ощущениями — по сути и есть способ «выгородить» себе такое пространство. В ходе этого упражнения человек осознает, каким образом различные внешние и внутренние стимулы провоцируют автоматические, немедленные, непродуманные ответы, реакции и даже действия. Тимоти Уилсон из Виргинского университета доказывает, что мозг человека не в состоянии справиться с ежесекундно поступающими в него 11 миллионами битов информации. Эффективности ради мы принимаем новые решения, опираясь на «старые добрые» схемы, на наши воспоминания и ассоциации. Практика осознанности помогает человеку понять, как разум реагирует на мысли, чувства и информацию, разглядеть то, что стоит за привычными сюжетами и паттернами, которыми неосознанно управляется его поведение. Так появится пространство, в котором человек сам выбирает свои слова и поступки.

Это пространство нужно не только отдельному человеку, но и организации в целом.

Ричард Румельт, специалист по стратегическому планированию, в книге «Хорошая стратегия, плохая стратегия» пишет: «Один из ключевых элементов хорошей стратегии — способность выйти из внутреннего нарратива, сменить точку зрения. Вдохновенно переформатировав трудную ситуацию, мы создаем совершенно новые схемы завоевания конкурентного преимущества и решения сложных проблем. Из таких меняющих ход игры прозрений и рождается самая мощная стратегия».

Чтобы выработать стратегию на основе того, что Ричард Чейт из Гарварда и другие ученые стали называть «генеративное мышление», необходимо не только выявить логически увязанный набор приемов и действий для решения конкретной проблемы или завоевания определенной возможности — нужно еще и определить весь спектр ценностей, предпосылок, внешних факторов, которые влияют на принятие тех или иных решений. Нужно сделать шаг назад и спросить не только, удалось ли команде найти правильные ответы и варианты решения проблемы, но в первую очередь — верно ли она определила сами вопросы и проблемы. Для этого необходим тот самый зазор между стимулом и реакцией.

Так каким же образом компания может отвести больше места для стратегического планирования? Достаточно ли будет пригласить топ-менеджеров или членов совета директоров, которые применяют практики осознанности?

Конечно, подобные меры уж точно не повредят общему делу. Стив Джобс медитировал регулярно и применял осознанность, чтобы более творчески организовывать процесс планирования. Рей Далио, миллиардер и основатель Bridgewater Capital, также применял практики осознанности не только для повышения личной продуктивности, но и для принятия стратегических решений, вникая в каждую ситуацию.

Но можно и напрямую встроить принцип осознанного восприятия в процесс стратегического планирования.

Один из соавторов этой статьи имел возможность опробовать практику осознанного принятия стратегических решений с группой руководителей среднего звена и топ-менеджеров, работающих в калифорнийских юридических, рекламных, финансовых компаниях и некоммерческих организациях. Этот опыт помог яснее представить себе, что и как функционирует при попытке интегрировать практики осознанности при принятии стратегических решений.

  1. Отведите время для медитации. Самый простой способ: непосредственно внедряйте практики осознанности в собрания. Отведите время между очередными обсуждениями стратегии на то, чтобы все собравшиеся смогли, например, проделать дыхательные упражнения и выявить отвлекающие факторы. Таким образом, к разуму присоединится еще и интуиция. Расмус Хогард и Жаклин Картер писали в своем блоге: «Простые упражнения на концентрацию и осознанность можно включить и в распорядок рабочего дня». Так, Google уже давно реализует подобный подход.

  2. Исследуйте альтернативные сценарии. Осознанность можно «включить» и без медитации. Например, упражнение на составление возможного сценария действий открывает перед теми, кому предстоит принимать решение, множество вероятностных «историй будущего». Некоторые компании — например, Shell — и даже правительства (тот же Сингапур) вполне успешно применяют такие практики уже десятки лет, главным образом ради их эвристических возможностей. Подобно практикам осознанности, упражнение по разбору вероятностных сценариев будущего — вполне разумный способ разобраться с давно нуждающимися в проверке схемами и освободить место для новых идей.

  3. Представьте идеальную картину будущего. Дэниел Гоулман считает позитивный настрой неотъемлемым элементом концентрации. «Пессимизм сужает наше зрение, — пишет он, — а позитивные эмоции, напротив, расширяют фокус и обостряют восприимчивость к чему-нибудь новому и неожиданному». Руководители компаний могут многого добиться, предлагая на стратегических заседаниях упражнение: вообразить, что будет с вашей организацией через тот или иной промежуток времени. «Если все получится в лучшем виде, чем мы будем заниматься через десять лет?» — пишет Гоулман и предлагает управленцам все обдумать.

Практики осознанности помогут и управленцам, и компаниям найти идеи и выработать цели, отбросив те, что препятствуют росту организации. Эти практики полезны не только для саморазвития, но и для того, чтобы поспеть за быстро меняющимся миром.