Идеальный тандем | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Идеальный тандем

Почему финдиректор и CEO должны быть похожи на Робина и Бэтмена

Авторы: Вэй Ши , Гули Чэнь

Идеальный тандем
Фото: NICHOLAS RIGG/GETTY IMAGES

читайте также

Так ли экологична удаленная работа?

Ганга Шридхар ,  Кейт Лаффан ,  Лора Джурдж

Душители прогресса

Вилли Ших,  Кауфман Стивен,  Клейтон Кристенсен

Это моя компания!

Елена Евграфова

«Не бояться и прививать в компании культуру нестандартного мышления»

Александра Терентьева / "Ведомости",  Полина Трифонова

Компании по всему миру массово занимаются приобретением активов. Много лет устойчивый экономический рост и низкая стоимость заемного капитала подпитывают общемировой интерес к слияниям и поглощениям, который, несмотря на разгорающуюся торговую войну между США и Китаем, достиг 10-летнего пика. В прошлом году сумма объявленных сделок выросла до $4,1 трлн — этот результат был превзойден лишь дважды в истории. Тем не менее процент неудачных сделок по слияниям и поглощениям удручающе высок — около 80%. Покупательский ажиотаж в сочетании с ситуацией по завершении сделок дают повод задаться вопросом: какие слияния и поглощения имеют наибольшие шансы на успех?

Очевидно, ответ можно найти у первых лиц компании. Руководители организаций формируют стратегии и часто принимают окончательные решения по слияниям и поглощениям. Они также консультируются со своими финансовыми директорами, которые помогают определить цели поглощения, провести экспертизу, согласовать финансирование и решить управленческие задачи после заключения сделки. Финансовый директор для генерального директора — это как Робин для Бэтмена или Ватсон для Шерлока.

Мы в своем исследовании пришли к выводу, что существует оптимальный тандем генерального и финансового директоров, для которого шансы на успех слияний и поглощений повышаются. В такой паре пессимистичный финансовый директор сдерживает рвение оптимистичного генерального директора.

Каждому жизнерадостному рыцарю нужен мрачный оруженосец

При чем здесь оптимизм и пессимизм? При том, что это когнитивные характеристики, влияющие на мышление и образ действий. Оптимисты, как правило, сосредотачиваются на положительной информации, которая способствует достижению целей, а нежелательные факты игнорируют. Пессимисты более чувствительны к негативной информации, которая препятствует достижению целей, поэтому в целях предотвращения потенциальной катастрофы они более придирчивы и осторожны.

Установлено, что эти два качества соответствуют ролевым функциям генерального директора (CEO) и финансового директора (CFO). От руководителей компаний ждут больше оптимизма и открытости для рисков. Сегодня вполне стандартная характеристика генерального директора в любой отрасли бизнеса — «оптимистично настроенный, дальновидный и открытый к общественности». Сатья Наделла, Джек Ма и Мэри Барра — лишь некоторые из знаменосцев. Компании не могут заложить и удерживать восходящую траекторию во главе с лидером, который уклоняется от рисков или умеет предвидеть не далее чем на среднесрочную перспективу.

Но для того, чтобы от оптимистичного видения прийти к приемлемому коэффициенту рентабельности активов (ROA) после слияния или поглощения, требуется и толика пессимизма. И она должна исходить от финансового директора, чья задача — тщательно изучать объекты поглощения, проводить комплексную финансовую экспертизу и точно определять потенциальные риски любой сделки. От них требуется осторожность и умение приспособиться к неблагоприятным условиям — в сущности, они своего рода советники, возвращающие на землю своих мечтательных руководителей. В интервью 2015 года бывший финансовый директор Facebook Дэвид Эберсман сказал: «Будучи финансовым директором в крупной компании, я понимал, что должен быть немного пессимистом: мне нужно было думать заранее, что может пойти не так с инвестициями, и убедиться, что каждый доллар наших расходов тщательно взвешен».

Мы изучили рабочие тандемы «генеральный директор—финансовый директор» в 2356 американских компаниях и проведенные ими 4529 слияний и поглощений, а также проанализировали, как сказались сделки на экономических показателях компаний. В частности, мы сосредоточились на уровне оптимизма и пессимизма в принятии решений о слияниях и поглощениях. Мы отобрали расшифровки телеконференций за период с 2002 по 2013 год с участием генеральных и финансовых директоров. Оптимизм и пессимизм руководителей оценивался по употреблению ими слов с положительными и отрицательными коннотациями. Среди положительных были слова «achieve» («достичь»), «assure» («гарантировать»), «benefit» («выгода»), «successful» («успешный»), «reward» («вознаграждение») и «satisfy» («удовлетворить»); среди отрицательных — «flaw» («недостаток»),  «false» («ошибочный»), «overlook» («упустить»), «penalize» («наказать»), «prevent» («предотвратить») и «unavoidable» («неизбежный»). Оптимизм генерального директора оценивался по разности между показателями использования позитивных и негативных слов, а пессимизм финансового директора — по разности между количеством отрицательных и положительных слов.

По нашим данным получалось, что генеральные директора обычно используют больше позитивных слов и настроены более оптимистично, чем финансовые директора. Финансовые директора употребляют больше негативных слов и в целом более пессимистичны, чем генеральные директора. Затем мы вычислили соотношение показателей оптимизма генерального директора и пессимизма финансового директора и вывели оценку «относительного оптимизма тандема CEO-CFO». Полученное значение мы сопоставили с числом слияний и поглощений фирмы, стоимостью этих транзакций и операционными показателями фирмы год спустя.

Мы обнаружили, что чем более оптимистичной была пара генерального и финансового директоров компании (чем выше уровень оптимизма генерального директора и ниже уровень пессимизма у финансового директора), тем больше было проведено слияний и поглощений. Наши модели показали, что увеличение относительного оптимизма дуэта CEO-CFO на одно стандартное отклонение ведет к увеличению числа слияний и поглощений на 8,2%.

К сожалению, высокий оптимизм в паре CEO-CFO также коррелировал и с более низким уровнем ROA через год после слияний и поглощений. По нашим моделям, когда относительный оптимизм CEO-CFO получался высоким, например, когда генеральный директор с высоким уровнем оптимизма работал с финансовым директором с низким уровнем пессимизма, рентабельность активов снижалась на 1,4% при увеличении общего числа слияний и поглощений. И наоборот, когда относительный оптимизм CEO-CFO оказывался низким (то есть, когда генеральный директор с низким уровнем оптимизма работал в паре с финансовым директором с высоким уровнем пессимизма), ROA увеличивался на 4,7% (при аналогичном повышении общего количества слияний и поглощений).

Например, для фармацевтической компании Spectrum Pharmaceuticals показатель относительного оптимизма в паре генерального директора (Раджеш Шротрия) и финансового директора (Бретт Скотт) попадает в верхний пятый процентиль. После поглощения в 2012 году ROA зафиксирован на уровне  -3,4%. На другом полюсе нашего набора данных оказались генеральный директор (Джон Мартин) и финансовый директор (Робин Вашингтон) компании Gilead Sciences. Относительный оптимизм этого тандема соответствует значениям нижнего пятого процентиля. После совершения крупного приобретения в 2009 году рентабельность активов этой биотехнологической компании составила 36% в год.

Мы пришли к выводу, что при наличии рядом пессимистичных финансовых директоров оптимистичные генеральные директора не только совершают меньше поглощений, но и с меньшей вероятностью ошибаются и делают неудачные приобретения. Отсюда вывод относительно оптимального сочетания оптимистичного генерального директора с высокой готовностью рисковать  в сделках по слияниям и поглощениям и пессимистично настроенного финансового директора, который достаточно консервативен и благоразумен, чтобы предупредить коллегу о потенциальных ловушках. Другие наблюдаемые сочетания генеральных и финансовых директоров продемонстрировали менее значительные результаты.

Контекст имеет значение

Экономическая ситуация на рынке также играет роль в том, как пара «генеральный директор-финансовый директор» влияет на слияния и поглощения.

Мы обнаружили, что компании с высоким относительным оптимизмом CEO-CFO выполняли больше сделок по слияниям и поглощениям в динамичной среде, определяемой в нашем исследовании по волатильности общего объема продаж в отрасли за пять предшествующих лет. Это означает, что в периоды неопределенности генеральные директора с большей вероятностью будут консультироваться с финансовыми директорами по вопросам слияний и поглощений. В случае с очень оптимистичным генеральным директором, работающим с финансовым директором с низким уровнем пессимизма, результатом, скорее всего, будет большее количество слияний и поглощений. Другими словами, динамичная среда усиливает позитивную связь между оптимизмом CEO-CFO и числом слияний и поглощений.

Нынешний контекст американо-китайской торговой войны и Брекзита, мягко говоря, динамичен, и во всех секторах это вызывает снижение продаж, негативные прогнозы по прибыли и темпам роста. В сложившихся обстоятельствах уровень оптимизма генерального директора и уровень пессимизма финансового директора будет влиять на решения компаний по слияниям и поглощениям и их результативность.

Наши выводы касаются не только мира публичных компаний и слияний и поглощений: они подчеркивают важность соответствия ролей в высшем руководстве во всем мире. Не все руководители должны быть дальновидными и оптимистичными. Чтобы собрать первоклассную «команду А», нужно нанимать тех, кто по складу характера будет подходить для выполняемой им работы. В случае финансового директора важны пессимизм или осторожность. Операционные директора, как правило, более дотошны и так далее. Универсальность здесь не пройдет.

Мы также утверждаем, что соответствие занимаемой позиции является необходимым условием эффективного применения принципа многообразия, который, как было доказано, подкрепляет результат во всех сферах — от увеличения прибыли до морального настроя. И хотя команда управленцев разного склада с разным набором навыков — это определенно хорошо, в идеале нужно, чтобы  характер и навыки в каждом индивидуальном случае еще и хорошо совмещались с соответствующими профессиональными задачами.

Независимо от того, являетесь ли вы главой компании, инвестором или сотрудником отдела кадров, хорошее понимание личности генерального директора, финансового директора и других руководителей может вам помочь совершить по-настоящему продуманный ход или принять на работу человека с гораздо более высокой вероятностью успеха. Будет не лишним и для себя понимать свою собственную склонность к оптимизму или пессимизму.

Об авторах

Гули Чэнь (Guoli Chen) — преподаватель стратегии в школе бизнеса INSEAD. Занимается проблематикой влияния руководителей, топ-менеджеров и советов директоров на стратегические решения компаний и результаты их операционной деятельности.

Вэй Ши (Wei Shi) — преподаватель менеджмента в Университете Майами. В своих исследованиях анализирует влияние руководителей компаний на стратегические решения на корпоративном уровне.

* деятельность на территории РФ запрещена