Раздайте людям доли ВВП | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Раздайте людям
доли ВВП

Предотвратить долговые кризисы можно, заменив казначейские векселя на триллы.

Автор: Шиллер Роберт

Раздайте людям доли ВВП

читайте также

Маркетинговая близорукость

Теодор Левитт

Гендерный разворот

Бершев Сергей

Цифровое хозяйство

Басов Максим

Как помочь руководителю с биполярным расстройством

Манфред Кетс де Врис

Корпорации финансируют свои инвестиции и работу, беря деньги в долг и выпуская акции, которые, по сути, обеспечивают акционерам долю в будущих доходах бизнеса. А государства только берут в долг. Если экономика страны буксует, а долг увеличивается, над налогоплательщиками нависает угроза экономической ката­строфы (вот почему Европа охвачена паникой). Но этого можно избежать.

Вот жизнеспособная альтернатива. Государства должны большую часть своего долга «перевести» в доли — акции — национальной «прибыли», измеряемой ВВП. Это позволило бы им лучше управлять своими обязательствами и помогло бы предотвратить финансовые кризисы в будущем, в долго­срочной перспективе — даже снизить свои расходы по займам.

Государственные акции были бы во многом подобны акциям корпораций. Они бы регулярно приносили дивиденды. В идеале их нужно делать бессрочными, хотя у страны должна быть возможность выкупить обратно свои акции на рынке. Цена этих бумаг по­стоянно колебалась бы — в зависимости от известий о состоянии экономики страны. Неопределенные перспективы государства-эмитента едва ли отпугнули бы инвесторов, скорее заинтересовали — совсем как на фондовом рынке.

Марк Камстра из Йоркского университета и я предложили свой вариант ценных бумаг. По ним будут выплачиваться квартальные дивиденды, составляющие одну триллионную долю от объема квартального номинального ВВП страны — этой простейшей меры прибыли государства. Такие акции мы назвали ­«триллами» — «­триллионной частью». Скажем, трилл США в 2010 году за четыре квартала принес бы $13,22 дивидендов. Но потом доходность будет варьироваться: экономика пойдет в рост — дивиденды увеличатся, на спад — уменьшатся.

Цена трилла определяется рынком, а потому волатильна. Она зависит не только от величины предыдущего дивиденда, но и от представлений инвесторов о будущем экономики страны, а они могут измениться в любую минуту. Стоимость трилла может оказаться весьма высокой (по отношению к величине дивиденда), что на руку государству-эмитенту. Сейчас акции многих американских корпораций и казначейские билеты США продаются на рынке по ценам, превышающим годовые дивиденды почти в 50 раз. До сих пор темпы роста ВВП США были выше прибыли компаний из списка S&P 500 (последние полвека годовой темп роста ВВП США равнялся 3,1%, а S&P 500 — 2,5%). И триллы, возможно, будут торговаться с мультипликатором выше 50.

Если акции приравнены к триллионной доли экономики страны, то люди знают, что они покупают: такая-то часть всего народного хозяйства — реальная и понятная единица измерения. И это внушает надежду на то, что чиновники не смогут манипулировать ею.

Купивший у каждой страны по одному триллу собрал бы отлично диверсифицированный портфель, инвестировав в целый мир. Вполне вероятно, что международные инвесторы предпочитали бы триллы акциям компаний. И вот почему. Если иностранные инвесторы приобрели значительную часть акций компаний какой-нибудь страны, у ее правительства появляется повод повысить корпоративный налог на прибыль либо как-нибудь уменьшить их стоимость. Так страна пополнит свой ­бюджет, формально ничего не нарушив. Но выпуском триллов государство четко обещало бы инвесторам долю в национальной прибыли. А если дивиденды по ним будут выплачивать в местной валюте, это поможет избежать еще одной неприятной меры, к которой государст­ва прибегают в отношении обычного долга. Обязательства по триллам нельзя уменьшить за счет массовой инфляции, как они это делают сейчас в отношении госдолга, поскольку номинальный ВВП в результате инфляции только растет.

Главное преимущество триллов на основе ВВП — их простота. Можно найти более точные, но и более сложные способы определения госдохода. Вот, вроде бы, более совершенный вариант: подсчитывать доходы государства по формуле «ВВП минус приблизительный объем расходов». Триллы тогда стали бы волатильнее и привлекательнее для инвесторов на вторичных рынках.

Чтобы узнать, чему равна прибыль государства, можно было бы вычесть из ВВП некую сумму — выплаты разумных процентов по обычному госдолгу. Ведь вычитают же корпорации свои затраты на погашение процентов, подсчитывая прибыль. Если бы у Греции были такие триллы (ВВП минус издержки на выплату процентов по госдолгу), ей бы это помогло во время недавнего кризиса. Но пока инвесторы боролись с должниками, пытавшимися оттянуть выплату им долга, процентные ставки взлетели вверх, усугубив и без того тяжелую ситуацию. Правда, корректировка с учетом выплат по процентам все усложняет; также появляется риск того, что власти поддадутся искушению «усовершенст­вовать» процентную ставку.

По поводу Греции: как бы там разворачивался кризис и к каким бы последст­виям он привел, если бы были триллы? В 2010 году реальный ВВП Греции упал на 7,4%. Если бы и триллы были с плечом, скажем, заемные средства относились к собственным как пять к одному, то объем выплачиваемых по ним дивидендов сократился бы примерно на 40%. Это смягчило бы кризис, и Греция получила бы деньги без историй со списанием и нарушением обязательств. Задним числом вложившиеся в греческие триллы остались бы недовольны, но не утратили бы вовсе желания триллы приобретать, поскольку видели бы перспективы роста этих ценных бумаг.

Рынки госакций изменили бы экономическую среду. Каждая новая национальная программа, касающаяся будущего экономики, вызывала бы отклик, обсуждались бы планы развития всех стран, а международные ресурсы поступали бы правительствам, инициативы которых прошли проверку рынком.

В то же время при такой чувствительно­сти цен на триллы государственные акции могут показаться еще одним опасным проявлением финансового капитализма, пользующегося в наши дни дурной славой. Но ведь через период увлечения этим капитализмом прошли все развитые государства. Нельзя отказываться от финансовых рынков: они гораздо более чутко воспринимают успехи стран, чем фондовые. Фондовые рынки отражают лишь спрос на будущую прибыль компаний за вычетом налогов; это не тот показатель, по которому следует судить о благосостоянии страны. Есть ­варианты и получше.

Смелость города берет! Побежденная оспа

Два столетия спустя после изобретения вакцины против оспы от этой болезни все еще умирали миллионы людей. И в 1967 году ВОЗ приняла решение провести вакцинацию всего населения Земли. Для этого пришлось изобрести вакцину, не требовавшую хранения в холодном месте, и иглу, упрощавшую введение препарата. Затем на протяжении семи лет проводилась программа борьбы с оспой, в том числе медицинское наблюдение за каждым домом и каждой квартирой. К 1979 году оспы на планете не стало.