Повод для рефлексий | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт

Повод
для рефлексий

Методы повышения эффективности в условиях кризиса

Автор: Елена Евграфова

Повод для рефлексий

читайте также

Я знаю силу слов

Хауэлл Роберт

Удержать и вовлечь

Ананд Чопра-Макгоуэн

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Нужно думать рационально и не употреблять слово «кризис»

В прошлом месяце мы провели на сайте очередной ­опрос; мы спрашивали: «Как вы оцениваете эффективность своей работы в докризисные годы?». Больше всего голосов (37%) набрал ответ «Я трудоголик: всегда выкладывался на 100%». Это нас не удивило, поскольку большинство ­респондентов — читатели HBR.

Гораздо интереснее было, сколько людей выберут ответ­ «Пришлось много работать, потому что в нашей компании так принято». Как мы и ожидали, таких оказалось немного — всего 15%. Я думаю, что, если бы опрос охва­тил широкие слои россиян, их было бы еще меньше. И прежде всего это говорит о слабости менеджмента в российском бизнесе.

Эффективность предприятия зависит от многих факторов, и интенсивность труда занятых на нем людей — один из ключевых. Производительностью труда можно управлять, и менеджерская наука давно уже разложила все методы по полочкам и подробно растолковала, что делать, чтобы люди работали эффективно. Палитра мер широка — от правильного планирования и целеполагания (с тщательным последующим контролем) до разумного мотивирования всеми возможными способами.

К сожалению, российские менеджеры в большинстве своем слишком плохо знают теорию менеджмента и в условиях кризиса, скорее всего, только усилят давление на людей. Специалисты Центра социально-психологических исследований Института глобализации и социальных движений называют излюбленные методы российского руководства командно-истерическими. Адепты этой управленческой парадигмы уверены, что наорать на человека, унизить его, пригрозить, понизить самооценку и внушить чувство неуверенности — это и значит мотивировать людей. Но специалисты ИГСД считают, что все это ведет к развитию неврозов у сотрудников и снижению их работоспособности.

Я, кстати, уверена, что ни один из подчиненных руководителя, который считает негативную мотивацию самой эффективной, не выбрал в нашем опросе ответ «Пришлось много работать, потому что в нашей компании так принято». Надеюсь, нынешний экономический спад заставит российских менеджеров переосмыслить свое отношение к методам повышения эффективности и заставит их изучить лучший мировой опыт управления, в том числе читая наш журнал.

Продолжить обсуждение темы можно на сайте hbr-russia.ru.