Apple больше похожа на рок-группу, чем на компанию | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Apple больше похожа на рок-группу, чем
на компанию

Большинство фирм поступают с точностью да наоборот. Они мало думают о том, что делают — их волнует лишь то, что будет продаваться.

Автор: Умар Хак

Apple больше похожа на рок-группу, чем на компанию

читайте также

Ловушки счастья: как мы вредим себе на работе

Энни Макки

Волшебная сила вопросов

Лесли Джон,  Элисон Вуд Брукс

Три аспекта стратегии: определение, внедрение и реализация

Кен Фаваро

Три отговорки, из-за которых вы не решались просить о прибавке

Джудит Уайт

Казалось бы, давно пора научиться. Но компании знать ничего не хотят.

Бытовая техника — все те же невнятного цвета коробочки. Мода предлагает нам подозрительные мешкообразные «наряды», в которых взрослые выглядят, словно вдесятеро увеличенные младенцы. Пищевая промышленность… а что они туда напихали, в эту пахнущую консервантами генно-модифицированную субстанцию?

Развитый мир тонет в огромном количестве товаров — мы уничтожаем планету, чтобы произвести их, но по большей части они не оригинальны, бездарны, не вызывают у покупателя радостного возбуждения. Да кому они вообще нужны?! Конечно, если других нет, сойдут и эти. Но вся эта куча добра идет на распродажу, предлагается гипермаркетами с большими скидками, в кредит без процентов — и все равно никак не освобождаются полки!

И ужасную расточительность я вижу не только в том, как мало времени проходит, прежде чем этот мусор, выйдя из дверей завода и пройдя через мегамолл, попадет на помойку. Главная расточительность в том, что мы создали этот механизм перепроизводства и используем его главным образом для создания… всякой ерунды.

Как же сделать товар, который бы понравился людям? Такой, чтобы покупатель брал его не скрепя сердце, а занимал с ночи очередь, стремясь первым заполучить новинку?

Читайте материал по теме: Каким образом Apple тянет вперед всю отрасль

Я долгое время слежу за успехами Apple и догадываюсь, что и эта компания далека от совершенства. Но одно они умеют делать блестяще: вещи, в которые люди просто влюбляются. В отрасли, где значительная часть произведенного объема распродается по сниженным ценам, они ухитрились в первые же выходные после выпуска продать 10 миллионов новых iPhones. Как?

Перечисление всех причин составило бы докторскую диссертацию страниц на 700, так что ограничусь тремя основными.

Не больше, а лучше. Что такое инновация? Слишком часто совет директоров прислушивается к гикам, а гики всегда сводят инновации к усовершенствованию технологий. Нам нужен новейший квантовый суперпупергаджет! И пусть у него будет в десять миллиардов раз больше функций, чем у любой другой погремушки. Пусть еще и стирает, и машину моет. Нет, погодите! А как насчет двигателя деформации пространства?

Но инновация — это не порционное блюдо, которое можно разложить на двойные, тройные порции, а если четыре порции жареной картошки в одной упаковке, то со скидкой. Инновация — это не последнее технологическое открытие, втиснутое в очередной грязно-бежевый ящик. Потому что вы либо используете суперпупергаджет… либо зачем он вам вообще сдался?

Читайте материал по теме: Выйдет ли Тим Кук из тени Стива Джобса?

Инновация должна быть полезна с точки зрения нормального человека. Вот простейший пример: велосипед. Изначально — самая простая штука. Никаких новомодных примочек, технологий, дополнительных функций. Он не кормит в отсутствие хозяина кошку и не подбирает ему пару для свидания. Но штука-то полезная, и ничем ее не заменишь. И Apple не предлагает нам квантовый ракетный корабль, на котором никто не сможет летать ни во времени, ни в пространстве. Эта компания собирает велосипеды. Простые и безусловно нужные вещи. Инновация — это не упоение технологиями ради технологий. Инновацией стоит называть лишь то, что меняет нашу жизнь.

Вкус, а не только креативность. А это уж и вовсе не я придумал. Стив Джобс говорил об этом яснее некуда. Счетоводы вот только плохо слушают. Нанимают одно рекламное агентство за другим, платят бешеные деньги за «креативные» идеи, чтобы впарить все тот же старый, надоевший, ненужный мусор людям, которые его и видеть не хотят.

Почему все покупают iPhone, когда другие смартфоны (сколько нам об этом твердят спецы по технологиям) дешевле и больше, работают быстрее и надежнее? Да все просто: люди встают в очередь за iPhone, потому что у Джони Айва и Стива Джобса все в порядке со вкусом. Это не просто инновационный (то есть полезный) предмет — он еще и красив.

Читайте материал по теме: Apple Watch — подарок швейцарским производителям часов

Любить, а не потворствовать. И самое главное. Apple не совсем компания. Это «рок-группа» единомышленников. Они делают то, что им нравится. И на ваше мнение им в общем-то наплевать. И на ваше мнение, господин критик, и на ваше, уважаемый конкурент, и на мою аналитику, и на ваши пристрастия, верные поклонники надкусанного яблочка. Нас никто не слушает: компания делает то, что хорошо в ее глазах — то, что заслуживает любви.

И поэтому все в восторге от Apple.

Большинство фирм поступают с точностью да наоборот. Они мало думают о том, что делают — их волнует лишь то, что будет продаваться.

И они пускаются заискивать. Угождать публике. Потворствовать. Они предлагают людям (потребителям) минимальный продукт, который их отделы и департаменты разрабатывают на основе реакции фокус-групп, продают по дешевке в гипермаркетах, где полно залов, в которых полно полок, забитых… другими минимальными продуктами, которые другая компания продает по такой же минимальной цене.

А знаете? Никто еще не добился любви только за то, что кому-то что-то впаривает. Особенно, если впаривают дешевку.

Люди любят других людей — и целые команды, которые стараются сделать их жизнь лучше. Пусть даже с помощью простых вещей, телефонов, например.

Читайте по теме: