Эмоции ваших сотрудников раскроют их истинную мотивацию | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Эмоции ваших сотрудников раскроют их
истинную мотивацию

Есть три ключевых аспекта мотивации, о которых можно сделать выводы на основе проявляемых вовне эмоций.

Автор: Арт Маркман

Эмоции ваших сотрудников раскроют их истинную мотивацию

читайте также

Что делать, если сотрудники ничего не предлагают и не говорят о проблемах

Кевин Нанакдева,  Кришна Савани,  Хейзел Роуз Маркус,  Шилпа Мадан

Как сформировать эффективный совет директоров

Три вопроса к искусственному интеллекту

Джеймс Уилсон,  Никола Морини Бьяндзино,  Пол Доэрти

«Harvard Business Review — Россия» №126: самое интересное

Редакция «HBR — Россия»

Если вы развиваете эмоциональный интеллект, то лучше понимаете людей вокруг. Этот фактор поможет вам более эффективно взаимодействовать и предугадывать их желания. А еще он облегчит вам понимание их истинной мотивации, которую порой словами не передашь.

Чувства могут раскрыть информацию, которые люди не в силах сообщить нам напрямую, потому что эти сигналы исходят из их мотивационной системы. Зоны мозга, управляющие нашими действиями, не связаны напрямую с участками, отвечающими за рефлексию и объяснение окружающим нашего поведения. Следовательно, людям может быть сложно точно описать факторы, заставляющие их поступать именно так, а не иначе.

Вместо этого зона мозга, отвечающая за эмоции, обменивается сигналами с остальными участками. Они «расшифровываются» и интерпретируются в соответствии с той или иной ситуацией, после чего возникают переживания.

Есть три ключевых аспекта мотивации, о которых можно сделать выводы на основе проявляемых вовне эмоций: успех, преданность и ориентация. Это не единственное, что можно узнать из переживаний, но это главное в мотивации. И эти вещи можно реально оценивать исходя из эмоций людей.

Фактор успеха говорит нам о том, приближается ли человек к намеченной цели или достиг ли он ее недавно. Успех в достижении цели создает положительные эмоции, а поражение — отрицательные. Поэтому если индивидуум проявляет позитивные эмоции — радостное ожидание, счастье или облегчение, это сигналы того, что он недавно добился успеха или уверен, что вот-вот его добьется. Когда люди проявляют негативные эмоции (страх, волнение, грусть или разочарование), они демонстрируют тем самым, что недавно потерпели фиаско в достижении своих задач или в ближайшее время его потерпят.

Все это важно помнить, поскольку сотрудники, постоянно переживающие отрицательные эмоции, находятся в ситуации поражения и невыполнения задач. Это значит, что перед нами открывается возможность поговорить с ними о том, можно ли изменить что-либо в их рабочей ситуации так, чтобы облегчить их ношу. Кроме того, подобный разговор позволит им рассказать о тех затруднениях в личной жизни, что мешают им работать продуктивно. Когда люди чувствуют, что на работе заботятся об их нуждах и потребностях, то они гораздо более преданы делу своей организации.

Читайте материал по теме: Мотивируйте сотрудников, просто помогая им лучше работать

В последнее время наметилась тенденция концентрировать все внимание на создании положительных эмоций на рабочем месте. Однако чем выше удовлетворение людей своим сегодняшним состоянием, тем меньше у них мотивации двигаться вперед и стремиться к новым высотам. Небольшое количество негативных переживаний показывает, что у людей есть цель, которой они еще не достигли. Поэтому важно поддерживать равновесие между приятной рабочей атмосферой и поддержкой коллег в их стремлении к решению новых задач.

Аспект преданности — это уровень того, насколько люди неравнодушны к поставленной цели. Вы можете «прочитать» преданность человека из силы его реакций. Например, если у кого-то интенсивный эмоциональный ответ на некое рабочее предложение, мы часто говорим, что его «задели за живое». На самом деле мы просто поставили препятствие между человеком и важной для него целью. Сила реакции с трудом поддается контролю со стороны того или иного субъекта, потому зависит от степени «включенности» его мотивационной системы.

В контексте общения на работе бурные чувства — это четкий сигнал глубокой преданности тому или иному делу. Людям подчас довольно трудно отделить свою эмоциональную реакцию от того, насколько для них важна данная цель. Иногда сила реакции идет нам на пользу. Страстное желание успеха при продвижении к цели может быть заразным. Однако в ситуациях, подобных переговорам, в которых не каждая сторона может достичь желаемого, иногда лучше привлечь внешних агентов. Третьи лица могут поработать над ключевыми вопросами без помех, вызываемых излишними переживаниями.

Читайте материал по теме: Почему пирамида Маслоу не всегда работает

Фактор ориентации несколько более сложен, чем другие два аспекта мотивации. Есть две мотивационные ориентации — приближение и избегание, и они поддерживаются различными подсистемами мотивационного механизма. Система приближения включается, когда люди пытаются достичь чего-то потенциально положительного. Механизм избегания задействуется тогда, когда мы стараемся соответственно избежать возможных негативных результатов.

Тори Хиггинс и его коллеги продемонстрировали, что когда активна система приближения, люди переживают позитивные эмоции: счастье, радость и удовлетворение, а среди негативных отмечается грусть, уныние и разочарование. При активации механизма избегания мы испытываем отрицательные эмоции: страх, напряжение и нервозность, а также иногда положительные — облегчение и спокойствие.

Одна из причин, почему так важна ориентация, заключается в том, что с ее помощью можно помочь коллегам найти соответствие между их мотивационным состоянием и реальными проблемами в профессиональной жизни. Многие люди считают, что работа способствует сильному стрессу. Если они испытывают напряжение, значит, в их окружении имеется некий значимый элемент, которого они пытаются избежать. Если для общего дела полезно, чтобы члены коллектива стремились к великим целям, тогда важно помочь им переключить фокус с негативных аспектов, вызывающих страх, на желаемые результаты, которые могут вызвать у них радостное ожидание и в итоге удовлетворенность от работы.

И, наконец, легко быть втянутым в круговорот чужих эмоций и переживаний. Мы так устроены, что легко заражаемся идеями. Если кто-то принимает некий вопрос близко к сердцу, у нас также есть шанс им загореться. Важно наблюдать за эмоциями окружающих, чтобы лучше понять их мотивацию. А также следить за собственными реакциями, потому что они дают нам весьма важную информацию о состоянии нашей собственной мотивации.

Читайте по теме: