читайте также
Найм топ-менеджеров на короткий срок практикуют не только западные, но и российские компании. С той лишь разницей, что первые ищут «временщика», чтобы улучшить качество управления, вторые — чаще под конкретный проект или исключительно в кризис. На Западе готовы щедро платить за эту услугу, в России — не всегда.
Западные компании обращаются к антикризисным управляющим с целью укрепить менеджмент, преодолеть узкие места в управлении — например, предотвратить грозящее банкротство, разработать концепции для отдельных рынков сбыта, обеспечить выход компании на качественно новый уровень. У нас если компании и ищут временных специалистов, то на конкретные проекты, которые они запускают в других регионах или странах.
Приведу пример из практики нашего агентства. Наш клиент, крупная инвестиционная компания, планировала приобрести бизнес в Украине для последующей его перепродажи. Актив был убыточным, и компания ставила задачу — выйти на прибыль уже в следующем году, поэтому агентству нужно было подобрать антикризисного управляющего, способного за короткий срок выстроить отношения с поставщиками и потенциальными покупателями и показать отличный результат в финансовом выражении.
Сразу отмечу, что, говоря об антикризисном управляющем, мы имеем в виду топ-менеджера с командой из трех-четырех человек (это, как правило, финансист, юрист, коммерческий директор, HR), потому что вывести предприятие из кризиса в короткие сроки в одиночку практически невозможно.
Зарабатывает такая команда больше, чем наемные менеджеры, работающие на постоянной основе, в зависимости от достижения поставленных целей, чаще всего от прибыли, которую они смогут сгенерировать к моменту окончания проекта, то есть после продажи актива. В течение всего срока работы на проекте каждый член команды получает среднерыночную зарплату, но самое приятное их ждет по окончании проекта, —естественно при достижении поставленных целей: бонус доходит до 10% от чистой прибыли и распределяется между всеми членами команды. Именно поэтому антикризисный управляющий напрямую заинтересован в достижении поставленных целей.
В нашем случае мы предложили такую команду нашему клиенту — инвестиционной компании — и спустя год убыточный бизнес был продан с прибылью более 30 млн долларов. То есть вы можете представить, какую сумму поделила «четверка» управленцев.
Я думаю, в будущем антикризисные управляющие (не путать с конкурсными управляющими) в нашей стране будут настолько же востребованы, как и во всем мире.