Ставка на потенциал: как развивать систему преемственности в компании | Большие Идеи

・ Операционное управление

Ставка на потенциал: как развивать систему преемственности
в компании

Создание кадрового резерва и вдумчивый подход к развитию команд на всех уровнях — от операционного до высшего — залог конкурентоспособности организации, считают бразильские ученые.

Автор: Редакция «Больших идей»

Ставка на потенциал: как развивать систему преемственности в компании
Фото: Radison group

читайте также

В преддверии китайской экспансии: семь конкурентных стратегий для российского бизнеса

Игорь Липсиц

Быть предпринимателем, если вы не экстраверт

Мередит Файнман

Что нужно сотрудникам, чтобы они показывали лучшие результаты

Зорана Ивчевич,  Робин Стерн,  Эндрю Фаас

Креативность по расписанию: почему мы неэффективно решаем творческие задачи

Джексон Лу,  Малия Мейсон,  Модьюп Акинола

читайте также

Как организационная зрелость зависит от внедрения практик преемственности — программ, повышающих компетенции сотрудников, чтобы они могли претендовать на более высокие карьерные позиции? Почему, несмотря на усилия компаний в этом направлении, персонал продолжает быть неподготовленным к руководящим должностям? И как это отражается на бизнес-результатах? Этими и многими другими вопросами задаются бразильские ученые — Родриго Ламусси, Фернандо Насименто и Джоэл Соуза Дутро из Университета Сан-Паулу — в исследовании «Сверх плана: как преемственность может стимулировать развитие менеджеров среднего звена». Они приходят к выводу, что сегодня компании развивают преемственность в большей степени для подбора и подготовки будущих руководителей. Тем не менее, ее потенциальная польза для организаций заключается в развитии компетенций сотрудников на всех уровнях. Подробнее об исследовании — в саммари «Больших идей».

Методология

В исследовании приняли участие 156 специалистов, работающих в разных отраслях. Сбор данных через анкеты с закрытыми вопросами проводился в сентябре — октябре 2024 года. Полученные результаты анализировали с помощью двух методов: критерия хи-квадрат (позволяет увидеть различия между реальными данными выборки и теоретическими предположениями исследователей) и дисперсионного анализа ANOVA (дает возможность сравнить средние значения двух и более выборок и оценить влияние рассматриваемого фактора на зависимую переменную). Большая часть респондентов — миллениалы (48,7%), мужчины (60,9%) и те, кто проработал на текущем месте работы от одного до трех лет (33,3%).

Менеджеры среднего звена — кто это?

Исследователи выяснили, что большинство компаний до сих пор находятся на первом уровне (54,5%). По мнению практически половины респондентов, их работодатели последовательно реализуют инициативы по развитию среднего управленческого слоя (44,8%), но этих усилий недостаточно для полноценной подготовки специалистов, поэтому им приходится делать ставку на самостоятельное обучение (55,2%).

Вместе с тем бразильские ученые пришли к выводу, что чем более совершенной становится структура преемственности в организациях, тем больше внимания уделяется развитию мидл-сотрудников. Более того, на втором и третьем уровнях практически не наблюдаются различия между программами подготовки лидеров на операционной и руководящей ступенях. В первом случае чаще всего реализуются формальные программы обучения, индивидуальные планы развития, тренинги по лидерству и управлению персоналом, а во втором — коучинг, наставничество, разработка стратегий.

Поэтому основной и достаточно тревожный вывод исследователей — даже при активном развитии преемственности компании ориентируются на высшее руководство, а подготовка менеджеров среднего звена остается второстепенной задачей или даже не входит в зону стратегического планирования. Исключением становится третий уровень организационной зрелости: такие организации уделяют внимание подготовке сотрудников операционного слоя до их перехода на среднюю ступень.

Рекомендации для бизнеса

Авторы подчеркивают, что преемственность стоит развивать не изолированно, а в рамках стратегии управления талантами. С одной стороны, организация определяет ключевые направления развития, приводя их в соответствие с кадровыми потребностями и долгосрочными планами. С другой — подготовка и обучение сотрудников играют ведущую роль в создании кадрового резерва — профессионалов, которые могут в будущем стать руководителями. Это поможет компаниям сформировать команду эффективных лидеров, которые будут стимулировать рост инноваций и вовлеченности на всех уровнях. Для того чтобы начать движение в этом направлении, нужно учесть три аспекта:

  1. фокус на развитии операционных специалистов для подготовки к вступлению в руководящие должности;

  2. инклюзивный подход к работе с талантами: предоставление возможностей для роста и развития всем сотрудникам, а не только тем членам команды, которые обладают потенциалом для успешного карьерного роста, или топ-менеджерам;

  3. постоянный мониторинг и обратная связь: создание системы оценки и сбора мнений, чтобы отслеживать прогресс в реализации программ преемственности и вносить коррективы, если это необходимо.

Прокомментировать исследование «‎Большие Идеи» попросили Аллу Вучкович, профессора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академического руководителя программы «‎HR 3.0: управление человеческим капиталом»:

Парадигма управления талантами, оформившаяся в середине 90-х годов прошлого века, за время своего существования претерпела значительные изменения. В соответствии с сегодняшним ее толкованием построение кадрового резерва и управление преемственностью — это часть системы управления талантами, которая охватывает весь персонал компании, а также возможных кандидатов для работы в ней. Поэтому правильнее заниматься подготовкой и развитием не только руководителей высшего, но и среднего звена, где как раз и вырастают будущие бизнес-лидеры. В этом смысле с новым исследованием бразильских ученых спорить бессмысленно. Это аксиома.

Авторы исследования предлагают поделить компании на три уровня в зависимости от того, как бизнес реализует программы преемственности. Такое деление представляется несколько упрощенным. Выбор системы управления талантами в компании зависит от многих факторов, как внутренних, так и внешних: рынка труда, страны, стадии развития компании, ее размера, отрасли, стратегических целей, корпоративной культуры и т.п. Естественно, немаловажный фактор — финансовые возможности компании, позволяющие выделять бюджет на развитие не только высшего руководства, но и всего персонала. Думается, что большинство компаний (54,5% в исследовании) ориентируются на стратегию замещения должностей (подход N1) не столько из-за непонимания, что подход N2 и N3 более комплексный и продвинутый, а элементарно из-за ограниченных ресурсов, как финансовых, так и экспертных.