Кто обжигает горшки | Большие Идеи
Принятие решений

Кто обжигает горшки

Елена Евграфова
Кто обжигает горшки

По определению профессора Гарвардской школы бизнеса Дональда Сулла, сфера менеджмента охватывает три области человеческой мысли — экономику, социологию и психологию. В совокупности эти знания помогают принимать правильные решения, однако не дают готовых рецептов и не избавляют от ответственности. А так хочется найти философский камень, формулу, превращающую олово в золото! Так хочется поверить, что есть чудесные исследования и расчеты, которые укажут путь к небывалому росту бизнеса!

Конечно, методики и расчеты нужны и важны. Но людям свойственно увлекаться, и в своем стремлении усовершенствовать управленческие инструменты они легко могут проскочить золотую середину, а тогда формулы и методики становятся бессмысленными, пригодными разве что для успокоения собственных нервов, и значит, даже вредными для дела. Видимо поэтому сегодня все больше западных теоретиков менеджмента призывают освободить управленческие методики от излишней сложности. Джек Траут даже написал книжку с символическим названием «Сила простоты».

советуем прочитать

Очень часто как раз то, что идет против расчетов и разумных прогнозов, приводит к успеху. Почти любой бизнесмен, который построил свой бизнес сам (а не унаследовал и не приватизировал его) может рассказать, как вначале окружающие не верили в его идею, говорили, что сейчас для нее не время и не место. Мораль: успех любого дела зависит от людей, которые берутся за него, а вовсе не от правильности расчетов.

В бизнесе роль личности велика как нигде. Самая дикая идея, которая вначале выглядит чудовищной ошибкой, оказавшись «в руках» талантливого лидера, вдруг дает блестящий результат, а выдающийся замысел, напротив, оборачивается провалом, потому что его реализовывает посредственный руководитель. Олово превращается в золото не путем правильных химических реакций, как предполагали древние, а благодаря энергии ума и характера алхимика. Именно поэтому опытные инвесторы начинают читать бизнес-план с раздела «люди» (статья «Бизнес-план, который убедит инвестора»). А расчеты им нужны скорее для того, чтобы понять, как эти люди мыслят, обладают ли смелостью и напором. В конце концов, если что-то

пойдет не так, талантливый человек сможет перестроиться на ходу, выправить ситуацию или, круто повернув, направить движение в другое русло, которое и выведет к большой воде.

Роль личности в бизнесе так велика еще и потому, что просто невозможно сделать точный прогноз развития рынка и бизнеса. Стоит ошибиться в одном параметре, как сразу перекосится вся система, и ожидаемые прибыли обернутся убытками. Здравый смысл — это, безусловно, хорошо, но он позволяет лишь поддерживать компанию на плаву и никогда не дает возможности вырваться вперед. А вот для этого как раз необходимо немного безрассудства. Если бы лидеры ДельтаБанка были рабами здравого смысла, они вряд ли приняли бы те решения, которые в итоге и помогли им за два года превратить неликвидную компанию в высококапитализированный актив (статья «Уроки продажи ДельтаБанка»). Если бы у акционеров «Ведомостей» было чуть больше здравомыслия, они не решились бы основать деловую газету сразу после кризиса 1998 года, когда, казалось, сам бизнес был похоронен, и сегодня не получали бы миллионы долларов годовой прибыли. В конце концов, если бы Иосиф был здравомыслящим человеком, он ни за что не поверил бы в непорочное зачатие жены, прогнал бы Марию взашей и тогда не известно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба и история всего человечества.

советуем прочитать
Система Каменщика
Андрей Лапшин,  Марина Иванющенкова