Лучше один раз увидеть? | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лучше один
раз увидеть?

В последние годы склонность к ретроспекции усилилась

Авторы: Роуз Нил , Вос Кэтлин

Лучше один раз увидеть?

читайте также

Шесть мифов о разработке продукта

Дональд Рейнертсен,  Стефан Томке

Найти смысл в трагедии

Ади Игнейшес

Количество стартапов не показатель экономического благосостояния

Дэниел Айзенберг

Как генеративный ИИ меняет брендинг

Андрес Гвирц,  Огуз Аджар

Не новость, что все мы любим задним числом придумывать объяснения. Психологи называют это ложной ретроспекцией — людям часто кажется, что они угадали истинную подоплеку прошлых событий. Проведенное нами исследование свидетельствует о том, что в последние годы эта склонность усилилась. И виной тому — обилие получаемой нами визуальной информации, проще говоря, картинок, показывающих схему действий или процессов, в том числе в виде компьютерной анимации.

Занявшись количественным анализом того, насколько выросла предрасположенность к «предвидению» известного прошлого, мы обнаружили, что она проявляется и в отношении неизвестного, то есть будущего. Мы назвали это эффектом предопределенности. Оказалось, что, воспринимая информацию визуально, человек склонен переоценивать вероятность наступления определенных последствий тех или иных событий.

Участникам нашего эксперимента было предложено рассмотреть несколько дорожно-транспортных ситуаций. Одни получили тексты с подробным описанием и схемами, другие смотрели компьютерную анимацию. Внутри обеих групп информация была различной по объему и содержанию: кому-то досталось только начало — нормальное дорожное движение; кому-то добавили эпизод нарушения ПДД (но о последовавшей аварии им не сообщалось); а третьи узнали всю информацию о происшествии — от начала и до конца.

У тех участников эксперимента, которые смотрели компьютерную анимацию, склонность к ложной ретроспекции оказалась вдвое выше, чем у других. А вот эффект предопределенности сильнее проявлялся у испытуемых, получивших информацию только об ошибке водителя, но не о ее последствиях. Они чаще утверждали, что знали, насколько серьезной будет авария, по сравнению с участниками, которые были в курсе, что она действительно произошла, и у которых мы поинтересовались, предвидели ли они с самого начала такой исход.

Вы и сами наверняка много раз испытывали это чувство. Например, в момент, когда бейсболист слишком сильно бьет по мячу, вы уже знаете, что он точно улетит за пределы площадки. Мы ошибочно переносим особенности зрительного восприятия — продолжение траектории — на умозаключения более высокого порядка — предвидение последствий. Пока мы исследовали воздействие эффекта предопределенности лишь в отношении событий, связанных с физическим перемещением (автомобиль, движущийся к столкновению), и похоже, что именно движение «включает» сам этот эффект. Когда мы давали испытуемым набор фотографий, последовательно показы вающий те же события, он не проявился, даже несмотря на то, что фотографии были сняты с интервалом в долю секунды и при их быстром пролистывании можно было как бы смотреть кино.

Компьютерная анимация стала очень популярной, поскольку она облегчает усвоение сложной информации. Но при этом она показывает лишь одну из возможных точек зрения, в самом буквальном смысле. Информацию можно подать с определенной расстановкой акцентов, под разным углом, в замедленном темпе или в увеличенном масштабе. (Строго говоря, то же самое можно сказать и о словесном описании, только влияние этих факторов будет слабее.)

Анимация практически не оставляет места каким-либо догадкам и предположениям — а ведь обычно мы пытаемся воссоздать события, выдвигая разные гипотезы. Когда демонстрируется один-единственный вариант развития ситуации, прочие начинают казаться менее вероятными, хотя в действительности все может быть иначе.

В ситуации, когда необходима объективная оценка события, скажем, на судебном разбирательстве или при анализе бизнеса, одинаково опасны и ложная ретроспекция, и эффект предопределенности. Так, руководитель, воспользовавшийся анимационными средствами, чтобы посмотреть на прогноз продаж, может, исходя из логики «наглядной» картинки, неправильно интерпретировать тенденции на рынке, неверно определить причину неудачи или переоценить потенциальный успех предлагаемого плана действий.

Возьмем другой случай. Если руководитель получит данные о потребителях в виде технически сложной визуальной презентации, у него может сложиться впечатление, что запуск нового смартфона провалился только потому, что его слишком трудно освоить, он перегружен функциями и неудобен в использовании, хотя вполне можно было бы заподозрить и цену, и недостаток приложений. Будучи уверенными (зачастую ошибочно) в том, что именно стало причиной успеха или неудачи, руководители даже и не думают рассматривать иные варианты стратегии или пути решения проблемы.

Мы не предлагаем полностью отказаться от анимации: очень часто она действительно помогает разобраться в сложных ситуациях. Однако необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять, чем чревато ее использование и как можно учесть влияние всех переменных в движущейся картинке.