С чего начинаются лидеры | Большие Идеи

・ Принятие решений

С чего
начинаются лидеры

Люди идут за лидером не из чувства страха, а потому что сами этого хотят.

Автор: Марина Иванющенкова

С чего начинаются лидеры

читайте также

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Платформа будущего

Виктор Орловский,  Владимир Коровкин,  Лев Хасис

«Если TikTok угроза, то все вокруг тоже угроза»

Кеман Хуанг,  Стюарт Мэдник

Мирный путь к революционной инновации

Голденберг Джейкоб,  Горовиц Рони,  Левав Амнон,  Мазурский Давид

В книге «Шпаргалки для боссов» Тимур Горяев, когда-то создавший концерн «Калина» — крупнейшее предприятие косметической отрасли, пишет, что лидерство — это признаваемые легитимные права на руководство или возможность заставить подчиненных слушать начальника. Все определяет штатное расписание, а «образ просветленного лидера сложится сам вместе с должностью». Это довольно распространенная в России точка зрения. Многие руководители считают, что лидерами их делает запись в трудовой книжке, умение ударить кулаком по столу и заставить (вот ключевое слово) людей работать.

Даже в организациях с более мягким стилем менеджмента сотрудники часто боятся высказывать свое мнение, если оно идет вразрез с «генеральной линией». Руководитель компании, особенно крупной, облечен властью, которая внушает людям страх. Сотрудники боятся брать на себя ответственность, ведь придется отвечать и за неудачи, а за ошибки у нас принято порицать и наказывать.

Ни один руководитель, будь он хоть трижды лидером, не сможет в одиночку привести компанию к успеху. Обязательно нужны последователи, которые не боятся. Выращивание таких людей в организациях —- непростое дело. Если они психологически не готовы к ответственности, то заставить их не получится. Лидер компании может только мотивировать и убеждать людей, в первую очередь собственным примером. Как замечает глава Сбербанка Герман Греф в интервью «HBR — Россия», принцип «Делай, как я говорю» больше не работает, работает принцип «Делай, как я».

О лидерстве написаны тонны книг, но до сих пор нет однозначных ответов на вопросы: кто такой лидер и можно ли научиться им быть? Сейчас эта тема вновь выходит на первый план. В турбулентное время руководителю недостаточно быть хорошим менеджером — «наладчиком» бизнес-процессов. Нужно принять неизбежность перемен и рассматривать их как источник возможностей, быстро перестраивать компанию, воодушевлять команду на достижение целей. То есть быть лидером.

Этот номер HBR полностью посвящен лидерству. Мы включили в спецвыпуск статьи из серии «Классика HBR» — о качествах подлинных лидеров, о том, как быть хорошим боссом в плохие времена и что руководитель должен знать о своих подчиненных. Поговорив с лидерами российских компаний, мы попытались ответить на вопросы: как меняется роль руководителя в организациях, что должны делать компании для завоевания ведущих позиций на рынке и почему у нас мало ярких лидеров.

В статье «Менеджеры и лидеры — синонимы или антонимы?» Абрахам Залезник пишет о лидерах: они «не реагируют на события, а опережают их: сами выдвигают идеи, а не усваивают чужие. По отношению к любой цели лидеры занимают активную, эмоциональную позицию. Их влияние на настроение людей, способность расшевелить их воображение, пробудить новые ожидания — все это задает курс развития компании». Люди идут за лидером не из чувства страха, а потому что сами этого хотят.