Как лучше оценивать риски | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как лучше
оценивать риски

Оценка рисков может помочь нам собрать данные и упорядочить мысли.

Автор: Шрини Пиллей

Как лучше оценивать риски

читайте также

Шесть мифов о разработке продукта

Дональд Рейнертсен,  Стефан Томке

Найти смысл в трагедии

Ади Игнейшес

Количество стартапов не показатель экономического благосостояния

Дэниел Айзенберг

Как генеративный ИИ меняет брендинг

Андрес Гвирц,  Огуз Аджар

Мало кто сомневается в необходимости тщательной оценки рисков. Без подобного анализа мы бы не задумываясь бросались в бой, чреватый серьезными опасностями и потерями. Но при ближайшем рассмотрении сама оценка рисков тоже предстает перед нами обоюдоострым мечом.

Можно привести несколько таких примеров, где (по крайней мере в ретроспективе) даже самый простой анализ рисков убил бы бизнес-идею, которая впоследствии оказалась весьма успешной. Например, запуск Facebook в момент, когда на рынке царили MySpace и Friendster, вполне возможно, вовсе не был оправдан.

Итак, есть ли более надежный способ оценки рисков, особенно в быстро меняющейся обстановке? Я предлагаю взять на вооружение три важных пункта:

  • понять особенности того, как наш мозг воспринимает риск;
  • помнить, что риск может быть положительным моментом;
  • научиться восстанавливаться после каждой неудачи, тем самым сделав риск менее страшным.

  • Осознайте особенности того, как наш мозг воспринимает риск. Недавние открытия в области нейропсихологии и нейробиологии убеждают нас в том, что настало время разработать новые методы и подходы в области риска и найти адекватные инструменты для его оценки. С одной стороны, предвзятость заставляет нас недооценивать степень угрозы, и с этим нужно считаться. С другой стороны, новые исследования показывают, что в этой сфере все намного сложнее, чем кажется.

    Риск может быть осознанным или неосознанным. Если человек идет на риск неосознанно, возможно, он не отдает себе в нем отчета или неправильно его формулирует. В этом случае анализ рисков ограничивает ваши выводы лишь рациональными факторами, тем самым исключая потенциальное влияние подсознательной необъективности.

    Читайте материал по теме: Извлекайте уроки из несбывшихся прогнозов

    На оценку риска также могут влиять наши эмоции. Чувства могут замутнять или, наоборот, прояснять рассудок. Даже если мы отдаем себе полный отчет в своих чувствах, как нам понять, какое влияние они окажут на нас в момент серьезного решения?

    Более того, готовность пойти на риск может быть полностью обусловлена типом личности. Научные наработки демонстрируют, что общительные, импульсивные, жадные до ощущений или агрессивные люди наиболее склонны к риску. Поэтому оценка положения и его рисков — это только первый шаг. Также нужно проанализировать конечное решение в свете склонности к риску, заключенной в конкретном характере.

    Когда я работаю с командами, отвечающими за принятие решений, я использую специальные инструменты для выявления различных предрасположенностей. Один из них — список психологических ловушек и предрассудков в принятии решений. Еще один — Gearshift, специальное приложение для работы с эмоциональными препятствиями. Еще одно мобильное приложение, Moodkit, помогает пользователям осознать факторы, мешающие им ясно мыслить.

  • Помните, что риск может быть положительным моментом. С самим словом «риск» часто связаны негативные коннотации, которые могут расположить нас даже против самых разумных рисков. Поэтому сделайте сознательное усилие над собой, чтобы усвоить, что он может быть приспособлен к ситуации и даже привести к положительным последствиям. Например, в подростковом возрасте угроза может заключать в себе определенные преимущества, потому что именно на этом этапе развития мы учимся приспосабливаться к быстро меняющемуся миру. В конце концов Facebook основали «парни из колледжа, ничего не понимающие в бизнесе», а их конкурентами были управленцы-профессионалы из NewsCorp, для которых MySpace был одним из подразделений серьезной транснациональной корпорации. Вот уж где очевидно, чей уровень толерантности к риску сыграл решающую роль. Разумеется, этот факт не дает карт-бланш на все рискованные стратегии, но в то же время он показывает, что нежелание рисковать может завести нас в «ловушку благоразумия». И, наоборот, рискнуть порою означает серьезно выиграть. Стив Джобс проявил большую смелость, когда решил открыть сеть розничных магазинов Apple, несмотря на то что у большинства производителей компьютеров продажи через традиционные торговые точки буксовали. Это еще раз подтверждает, что трезвая оценка рисков — далеко не единственный элемент принятия решений.

    Читайте материал по теме: 9 причин, из-за которых принимаются плохие решения

    Я рекомендую использовать «моделирование возможностей в условиях быстро меняющихся переменных», специальный инструмент, которые помогает лидерам находить новые возможности в сложной обстановке. Еще одну статью Harvard Business Review о скрытых опасностях излишнего благоразумия можно прочесть здесь.

  • Научитесь восстанавливаться после каждой неудачи, тем самым сделав риск менее страшным. Многие люди, которые потерпели поражение из-за того, что рискнули, в дальнейшем добились успеха. Наш мозг «заточен» на обучение на ошибках, поэтому, вместо того чтобы избегать неудач, анализируя риски, не лучше ли научиться более эффективным экспериментам? Стив Бланк, который собирался произвести революцию в индустрии видеоигр с помощью своей компании Rocket Science Games, потерял $35 млн, вложенных инвесторами. Вместо того чтобы сдаться, он создал новое предприятие E.piphany, которое принесло каждому из вкладчиков по миллиарду долларов.
  • Да, в Силиконовой долине к неудачам относятся как к трофеям. Однако мы знаем немало примеров, когда, потерпев неудачу, человек полностью исчез из поля зрения. Почему одним людям удается вернуться в бизнес, а другим — нет? Часто решающими факторами являются выносливость и открытость.

    Для оценки этих качеств я использую инструмент под называнием Burnout Buster. Он позволяет понять, как выгорание на раннем этапе или в середине пути может подкосить ваши силы и помешать восстановлению после неудачи. А еще есть хорошее приложение BEND, которое помогает лидерам развить шестнадцать видов выносливости. Также HBR опубликовал несколько полезных статей о том, как повысить собственную устойчивость к неудачам — например, «В войне побеждают сильные духом» Мартина Селигмана и «How to Bounce Back from Adversity» Джошуа Маргулиса и Пола Штольца.

    Главная мысль такова: выстравивая стратегию бизнеса и принимая решения в нашем стремительно меняющемся мире, мы больше не можем оценивать риски по старинке. Если мы хотим добиваться лучших результатов в эпоху радикальных и выбивающих почву из-под ног изменений, нам все больше и больше будут помогать новые технические средства и интрументы.

    Оценка рисков может помочь нам собрать данные и упорядочить мысли. Но, чтобы соответствовать вызовам нашего времени и не упускать возможностей, нам необходимо постоянно расширять спектр своих навыков.

    Читайте по теме:

    * деятельность на территории РФ запрещена