Выращивая бизнес | Большие Идеи

・ Стратегия


Выращивая бизнес

Чтобы построить большой красивый бизнес, нужно обладать множеством талантов.

Автор: Елена Евграфова

Выращивая бизнес

читайте также

Кризис делу не помеха

Константин Самойлов

Три способа улучшить стратегическое планирование

Роджер Мартин

Больше –– не всегда лучше

Шварц Барри

Экология изобилия

Мария Божович

Чтобы построить большой красивый бизнес, нужно обладать множеством талантов. Чтобы управлять растущей компанией, полезно еще и владеть знаниями, которые есть не что иное, как обобщенный опыт успешных предприятий, уже проделавших подобный путь или решивших схожие проблемы. Ну и, конечно, нужны первоклассные идеи.

Недавно на семинаре, посвященном растущему бизнесу, мне довелось послушать лекции профессоров не только из Лондонской школы бизнеса, но и из российского Института бизнеса и делового администрирования. Своими блестящими выступлениями, плотно начиненными неординарными идеями и яркими суждениями, наши профессора произвели большое впечатление на людей, которые — что уж там скрывать — пришли послушать западных гуру.

Наши начинали выступления с критики западных учебников менеджмента — дескать, далеки они от нашей жизни... Но, блеснув остроумием, разобрав по косточкам западные управленческие методы и выдав набор собственных изящных рекомендаций, в конце концов они, словно сговорившись, пришли к одному: нужно знать все то, что произведено на тему менеджмента на лучших мировых «фабриках мысли», и применять все это в бизнесе, но, конечно, с умом.

Один из героев этого номера HBR Сергей Петров, председатель правления крупнейшего в России дистрибутора автомобилей — Группы компаний «Рольф», сравнил западные подходы к управлению с fine tuning, имея в виду, что многим российским компаниям пока требуются в менеджменте навыки грубой элементарной сборки, а до «тонкой настройки» им еще далеко. Однако в его собственной компании уже используют компоненты системы грейдов Хея и другие весьма тонкие менеджерские инструменты. И цивилизованных предприятий, в которых востребованы современные управленческие приемы, становится все больше и больше.

Но, безусловно, различия между российским и западным менеджментом значительны, и мы почувствовали это, планируя номер, который вы держите в руках. В западной экономике растущий бизнес — это в первую очередь инновации, а во вторую — слияния и поглощения. В России в фокусе внимания рост вместе с рынком и освоение пустующих ниш. Но и там и здесь в компании, набирающей обороты, самая важная менеджерская проблема — люди, люди и люди: где их находить, как отбирать, как обучать, как стимулировать их творческую активность и как удерживать самых талантливых.

Именно поэтому в спецвыпуск, посвященный растущему бизнесу, мы включили материалы об управлении персоналом и, в частности, интервью с Юрием Семиным, новым главным тренером сборной России. Без талантливых игроков невозможно стать чемпионом. А взаимодействие с талантами — это целая наука. Возможно, слова футбольного тренера заставят задуматься многих наших генералов от бизнеса, которые считают, что главное в менеджменте — это построить людей во фрунт и отдать четкий приказ. Кто бы мог подумать, что тренер по футболу скажет, что жесткость ему нужна время от времени, а вот гибкость — всегда. Едва ли можно точнее выразить суть современного подхода в управлении людьми.