Апокалипсис сегодня? | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Апокалипсис сегодня?

Автор: Гемават Панкадж

читайте также

Полезные инструменты управления сбытом

Даг Чун

Как спасти общество от монополии Facebook

Дипаян Гош

Как восстановиться после эмоциональной вспышки

Сьюзен Дэвид

Небылицы для подкорки

Гусинская Ирина

читайте также

Древние греки называли апокалипсисом откровения, снизошедшие на избранных. В библейской традиции это понятие связано с концом света: его наступление будет сопровождаться страшными потрясениями, а последствия окажутся воистину ужасающими.

Многие классические исследования, посвященные глобализации, были апокалиптическими в обоих смыслах этого слова. Еще в 1983 году Тед Левитт в статье «Глобализация рынков», опубликованной в Harvard Business Review (Ted Levitt. The Globalization of Markets), связал понятия апокалипсиса и глобализации. По мере того как количество книг о глобализации росло (в 2000—2005 годах было выпущено 5000 книг, в то время как в 1990-е годы — меньше 500), все большее распространение получали апокалиптические взгляды на этот процесс.

Так ждет ли нас апокалипсис глобализации — исчезновение границ, интеграция рынков и стопроцентная интернационализация? Прогнозы о полной интеграции пока не оправдались: большинство видов экономической деятельности, имеющих международный потенциал, по-прежнему не выходит за пределы внутренних рынков. Уровень интернационализации телефонной связи, управленческих исследований, благотворительности, инвестиций и даже торговли на самом деле ближе к десяти, а не к ста процентам (см. врезку «Неожиданные десять процентов»).

Низкие темпы зарубежной экспансии говорят о том, что национальные особенности разных стран по-прежнему ограничивают распространение глобальных стратегий. Разрабатывая план международного развития, компании часто не придают большого значения этим особенностям. Подобное легкомыслие отчасти вызвано представлением о неизбежности глобального апокалипсиса. Но есть и другие причины: слепая вера в отсутствие границ; появление стимулов, поощряющих необдуманную международную экспансию; неспособность большинства руководителей понять, чем рынок в чужой стране отличается от «родного», а также стремление компаний, добившихся успеха дома, выйти на международную арену с разработанной для внутреннего рынка бизнес-моделью.

Так что же нужно сделать, чтобы создать международную стратегию, учитывающую национальные особенности разных стран? Вот некоторые советы.

• Определите, какие национальные черты (культурные, административные, географические или экономические) имеют наибольшее значение для вашей отрасли. Так вы узнаете, какие факторы стоит в первую очередь принять в расчет при разработке стратегии.

• Проанализируйте особенности внутри особенностей: не ограничивайтесь разделением только на внутренний и внешний рынки. Выделите страны, схожие с вашей и отличающиеся от нее по основным признакам. Полученная классификация поможет вам выбрать направление экспансии.

• Рассматривайте национальные особенности как еще один источник прибыли, а не как препятствие на пути к созданию стоимости. Поощряйте творческое мышление в области конкурентной борьбы.

Даже если вы сомневаетесь в целесообразности этих действий, не теряйте оптимизма. Ведь внимательно изучив национальные черты других стран, вы сможете принимать неординарные стратегические решения и значительно улучшить производительность своей компании. А раз в каждой стране есть свои национальные особенности, возможно, глобальная интеграция и не приведет к победе сильнейшего.

В основных отраслях на внешние рынки приходится 5—15% всего объема операций. Это значительно меньше, чем утверждают авторы многих публикаций. Показатели отраслей определяются следующим образом: телефонная связь = доходы от иностранного рынка

по отношению к общим доходам; управленческие исследования = процент опубликованных в 1996—2000 годах исследований, имеющих международную значимость; прямые инвестиции = прямые зарубежные инвестиции по отношению к валовому накоплению основного капитала; частная благотворительная деятельность = процент американских частных пожертвований, имеющих иностранную составляющую; инвестиции в акции = процент американских держателей акций, имеющих ценные бумаги иностранных компаний; торговля (по отношению к ВВП) =

глобальный экспорт по отношению к глобальному ВВП. Подробности приведены на сайте hbr.org.