читайте также
Компании, инвестирующие в научно-технические разработки, часто не могут угадать: какая из сверхновых технологий «выстрелит» на рынке. Классический пример — история видеомагнитофонов VHS и Betamax. Здравый смысл говорит: главное — не пойти по ложному пути. В реальности, однако, компании, поставившие не на ту карту, а затем резко сменившие курс, нередко оказываются в лучшем положении, чем изначально сделавшие верную ставку.
Я проанализировал данные по 65 производителям плоских мониторов в период с 1980-х по 2000-е годы. Оказалось, что вначале производители разделились: одни стали разрабатывать и выпускать плазменные мониторы, другие — LCD. Победителем на рынке оказался второй тип, однако несколько компаний, вложившихся в плазму, — к примеру IBM, довольно скоро стали лидерами рынка LCD. Как это могло произойти? На мой взгляд, это объясняется тем, что компании пришлось в ускоренном темпе осваивать не одну, а две технологии и в результате они за короткий период приобрели в этой области знаний больше, чем их более прозорливые конкуренты.
Мое исследование опирается на данные по 694 продуктам и финансовые отчеты за тридцатилетний период, а также на тысячи промышленных патентов и научных публикаций, интервью с 25 ветеранами отрасли и десятки корпоративных документов, связанных со стратегическим планированием конкретной фирмы. И вот выводы.
Избегайте обязательств. Овладевая выбранной технологией и стремясь выглядеть лидером инноваций, компании нередко сами привязывают себя к какому-то одному решению. Руководители готовы на все, лишь бы оправдать правильность выбранного пути. Чтобы не попасть в ловушку неоправдашихся инвестиций, создавайте совместные предприятия и другие альянсы для софинансирования инноваций.
Не выходите из игры. Стыдиться ошибки — деструктивное чувство, мешающее преодолеть неудачу. Некоторые фирмы, поставившие на плазму, отазались от борьбы, попросту уйдя с рынка плоских мониторов — и проиграли во второй раз.
Поняв, что ошиблись, быстро меняйте курс. Как показывает практика, лучший момент для вхождения в новый рынок — сразу после того, как на нем определилась лидирующая технология.
Используйте накопленные знания. Добытые ранее ноу-хау пригодятся и после того, как курс сменится. Так, потребность в тяжелых стеклянных панелях для плазменных мониторов позволила IBM создать принципиально новые изделия для LCD-моделей, в частности для ноутбука ThinkPad.
Сделать правильный выбор сразу не так уж хорошо. Некоторые пионеры LCD-технологии были ослеплены успехом и потеряли бдительность и проглядели переход на цветные дисплеи. А производители, изначально сосредоточенные на плазме, получили фору.