Без практики нет стратегии | Большие Идеи

・ Стратегия

Без практики
нет стратегии

Чтобы выжить, российским школам бизнеса придется быстро думать и молниеносно действовать

Автор: Марина Иванющенкова

Без практики нет стратегии

читайте также

Будет ли лихорадить вашу организацию, если вы чихнете?

Ярослав Глазунов

«Живой брэнд» компании

Бендапуди Венкат,  Бендапуди Нили

Три элемента коммуникации по Аристотелю

Скотт Эдингер

Один день из жизни Илона Маска

Редакция «HBR — Россия»

Деканы российских школ бизнеса снова говорят о кризисе в деловом образовании. Примерно такие же разговоры велись и пять, и десять лет назад. Может быть, этим учебным заведениям вообще суждено умереть в ближайшее время? Тем более что в России недавно уже закрылось несколько школ бизнеса и программ MBA.

Редактор Financial Times Делла Брэдшоу называет бизнес-школы «великими выжившими». Она удивляется, что американские и европейские школы так мало изменились с момента своего появления, но все еще живы. И пока не собираются сворачивать свою работу. В то время как компаниям того же возраста пришлось серьезно трансформироваться, чтобы остаться на плаву.

Несмотря на традиционный консерватизм, учебные заведения находят путь к самым разным аудиториям: образование для большинства людей является ценностью. Но, чтобы зарабатывать деньги и быть интересными бизнесу, школы должны откликаться на его запросы.

Российские бизнес-школы всегда ориентировались на частных лиц, поступающих на МВА. Спрос на эти дорогие программы никогда не был огромным, но при наборе 20—30 слушателей затраты учебного заведения уже окупались, а дальше оно зарабатывало прибыль. Сейчас популярность МВА падает. Мало кто готов тратить полтора-два года на программу, которая не гарантирует зарплатного или карьерного роста. Если доходы выпускников лучших мировых бизнес-школ через три года после завершения учебы удваиваются, то в России такой корреляции нет. Работодатели не воспринимают дипломы российских МВА как знак качества. Главная причина — оторванность учебных программ от практики.

Вместо того чтобы концентрироваться на частных клиентах (что в наших условиях означает всеядность и снижение требований к поступающим), школы могли бы активнее сотрудничать с компаниями. Корпоративные программы, созданные по заказу крупных клиентов, — выгодная ниша, западные бизнес-школы зарабатывают на ней больше, чем на MBA и EMBA. В России не так — наши учебные заведения не умеют работать на B2B-рынке. «Они так долго не замечали потребностей бизнеса, что он отвернулся от школ», — констатирует один из HR-директоров. Теперь уже сами компании разрабатывают программы в своих учебных центрах и становятся серьезными конкурентами школ.

Еще одна угроза для традиционных школ бизнеса — дистанционное образование. Оно пока не стало реальной альтернативой фундаментальным программам, но если в онлайне появятся новые подходы к формированию курсов и способы удержания студентов, то бизнес-школам придется совсем туго.

Чтобы выжить, российским школам бизнеса придется быстро думать и молниеносно действовать, то есть делать то, чему они учат своих студентов. Подробнее — в этом номере HBR.