
читайте также
В феврале 2022 года казалось, что возможности развития бизнеса за рубежом закрылись для российских предпринимателей надолго. Время показало, что вдумчивый подход к выбору новых рынков и работе на них позволяет преодолеть геополитические сложности, а значит, у российских компаний и сегодня есть шанс стать международными.
Наш пример это подтверждает — с февраля 2022 году «Додо Пицца» вышла в восемь новых стран, еще столько же готовятся к запуску в 2024—2025 годах. На сегодняшний день «Додо» работает на 22 рынках, три мы считаем домашними (Россия, Казахстан, Беларусь — прим. редакции) и 19 иностранными. На всех зарубежных рынках мы работаем преимущественно по франчайзинговой модели.
События последних двух лет, конечно, повлияли на бизнес «Додо Пиццы» — мы были вынуждены закрыться в Великобритании, где стало невозможно работать, имея головной офис в России, и перенести международный офис из Лондона в Дубай. Также наша головная компания сейчас находится в процессе редомицилиации (перенос юридического адреса компании — прим. редакции) из BVI в Astana Hub в Казахстане.
Многие компании столкнулись с невозможностью использовать иностранное ПО из-за санкций. Нам повезло, мы работаем на собственной ERP-системе, поэтому риск того, что нам внезапно отключат оборудование, исключен. Что касается финансовых операций, то мы работаем только в тех странах, где не закрыта возможность заводить капитал. Решение вопросов проведения платежей ложится на плечи наших партнеров, и решают они их по-разному, иногда какими-то креативными способами, иногда привлекают инвестиции на локальном рынке.