читайте также
От менеджеров постоянно слышишь: дескать, стратегическое планирование порождает множество протоколов с большим количеством подробностей, а больше ничего. Можно подумать, задача этого процесса — составить план, а будет ли он выполнен — это стратегов не интересует.
Нам кажется, было бы продуктивнее подойти к стратегическому планированию как к разработке дизайна-проекта. Мы тут не первопроходцы: в HBR опубликованы статьи Генри Минцберга, где использовано сравнение с работой гончара, и Роджера Мартина, который напрямую соотносит стратегию с проектированием. Но мы хотели бы поговорить об одном специфическом аспекте дизайн-проектирования, а именно, о концепции «уровней дизайна»: предполагается, что процесс создания чего-то нового проходит через ряд все более сложных и нюансированных этапов.
Например, архитектор берется за строительство дома. На каждой стадии работы дизайн-проект обрастает все большими деталями. Сперва архитектор сформулирует базовые принципы, устраивающие и его, и клиента: окна кухни выходят на восток, чтобы утром было светло, подъездная дорожка до самой кухни, чтобы продукты далеко не тащить, патио обращено на юг, на первом этаже три зоны для приема гостей и т.д.
Второй этап: набросок будущего здания. Общий план каждого этажа, расположение дома на участке земли, вид с каждой стороны.
Третий этап: масштабированный план с точными размерами, указанием также и тех подробностей, которые не видны жильцам дома: какие стены будут несущими, как пройдут трубы и провода. Здесь же предлагается расстановка основных предметов мебели, выбор материалов — скажем, глиняной черепицы для крыши и деревянного паркета в гостиной зоне.
Четвертый этап: составляется список необходимых материалов, подсчитывается их количество — столько-то глиняных черепиц, столько-то метров медной проволоки. Принимаются окончательные решения о расположении розеток, кранов в ванной, цвета стен. На этом этапе часто привлекаются узкие специалисты.
На пятом этапе решаются те вопросы, которые неизбежно возникают в процессе строительства. Понадобится ли дополнительная розетка для роутера? Хозяева захотели камин, который не помещается в намеченную нишу и т.д.
Если бы мы применяли аналогичную концепцию «пяти этапов стратегии», то не горевали бы, как теперь, что планов много, а дела мало. От бумаг бы мы не избавились, но мы бы видели в документах стратегического планирования приблизительные наброски второго этапа, и если на этом этапе стратегия не придется ко двору, можно отложить эти бумаги в сторону. А вот если стратегию решено осуществлять, то от второго этапа придется перейти к третьему и четвертому.
На третьем этапе решается, какие именно подразделения компании будут отвечать за те или иные части плана, и вырабатывается операционная модель взаимосвязи этих отделов. Для каждого отдела конкретно указываются его обязанности, сроки исполнения, взаимодействие с другими отделами, ресурсы, которыми этот отдел может пользоваться, и налагаемые на него ограничения. Результаты, предусматриваемые третьим этапом, соответствуют целям, сформулированным на втором этапе.
На четвертом этапе определяются конкретные люди, которые будут выполнять свою часть стратегического плана внутри каждого отдела, выделяются деньги и время. Также нужно выяснить, как работа над планом сочетается с обычными обязанностями сотрудников, и в какой последовательности будут осуществляться дополнительные задания, предписываемые стратегией.
Подобно тому, как на этапе подсчета материалов и стоимости архитектору приходится решать вновь появляющиеся вопросы, так и при стратегическом планировании на четвертом этапе возникают проблемы, для решения которых приходится возвращаться к третьему и даже второму этапу. Стратегическое планирование — не линейный, а циклический процесс: диалог между различными уровнями принятия решения. Уже поэтому так полезна будет концепция этапов стратегического планирования и четкое понимание, что к какому этапу относится. Когда в армии отдается сложный приказ, подчиненный обязан его повторить: проверяется, в точности ли приказ понят. К сожалению, при выработке стратегии аналогичное правило не применяется.
И, наконец, пятый уровень планирования — те неизбежные изменения, которые приходится вносить по ходу событий. Деньги не поступили вовремя. Ключевой сотрудник уволился без предупреждения. Конкурент решил опередить. А поставщик срывает сроки.
С некоторыми событиями не удается совладать на пятом уровне и приходится вносить изменения на четвертом, третьем или втором этапе. Тут опять же пригодится ясное разделение уровней плана. Чтобы не менять без нужды всю концепцию и вместе с тем чтобы вовремя выправлять курс, следует понимать, когда требуется вмешательство на пятом уровне, а когда — поправки на втором.
И может — что вполне вероятно — эта концепция этапов и уровней поможет организациям справиться со стратегическим планированием. Навредить уж точно не навредит, да и хуже не сделает.
Читайте по теме: