3 плохие стратегии для растущей компании | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

3 плохие стратегии для
растущей компании

Нет в экономическом словаре подходящего термина для нашей ситуации, потому что сама ситуация опровергает все законы экономики.

Автор: Умар Хак

3 плохие стратегии для растущей компании

читайте также

Выход на международные рынки: как выбрать лучшие из них для вашего бизнеса?

Натали Келли

Эмиграция из России: варианты и карьерные перспективы

Алексей Готсданкер

Почему кандидаты в преемники остаются ни с чем

Маршалл Голдсмит

Работа по правилам и без

Анастасия Миткевич

Кто говорит: депрессия. Другие: затянувшаяся рецессия. Еще — распад системы. Или же неполное выздоровление экономики.

Вот вам правда. Нет в экономическом словаре подходящего термина для нашей ситуации, потому что сама ситуация опровергает все законы экономики. Ежеквартальные отчеты — загляденье, вакансий становится все больше и больше, финансовые рынки бурлят. Так что же уровень жизни у столь многих людей все падает и падает? Почему «рост» никак не хочет обернуться процветанием? И как — любимый вопрос каждого гендиректора — как, собственно, прикажете делать деньги в эру перманентной полустагнации?

Большинство лидеров видят три пути.

Выбор №1: Позолоти и продай богачу. Производи «роскошь»! Обнови свой бренд! Платиновый логотип! Сгони кучу прислуги, целую армию дворецких — и купят!

Получите коктейли за десять тысяч долларов, джинсы за миллион, роскошные собачьи спа (Wagsworth Manor: «Роскошь для мохнатых аристократов»). Nokia попробовала тот же номер с телефонами и прогорела. Великобритания применила этот подход ко всей экономике, превратив старинный Лондон в город-призрак, населенный пришлыми олигархами. Они скупают целые кварталы, а проводят в столице едва ли три недели за год. Стратегия умиротворения: лезь из кожи вон, чтобы угодить сильнейшему.

Читайте материал по теме: Будущее капитализма уже наступило

Почему ведет к проигрышу этот гамбит, отчаянные усилия предвосхитить и удовлетворить малейшую прихоть супербогачей? Ведь у них-то денег пока хватает, верно же? А проигрышен этот гамбит по очень простой причине: богачей в этом мире не так уж много и они все вместе не могут потратить на свои капризы столько, чтобы возместить сократившиеся расходы среднего класса. Перестроившись на обслуживание богачей, быть может, вам и удастся на какое-то время увеличить свою прибыль, но вскоре вы начнете лихорадочно сгонять на презентацию еще сотню официанток и полк дворецких и поверх позолоты прибивать платиновый щит. Богачей на всех не хватит: погоня за постоянно убывающим призом — заведомо обреченная игра.

Выбор №2: Продавать все и вся нарождающимся «средним классам» развивающихся стран. Не надо никому угождать! Полет свободный! До самых дальних краев Земли.

Но присмотритесь: и это не работает. Нарождающиеся средние классы гораздо беднее наших, которые вымирают. В Индии принадлежность к среднему классу определяется доходом от 10 тысяч в год, а в США — от 50 тысяч. Этому всемирному среднему классу можно впарить тот же мусор, что мы производили до сих пор. Но чтобы весь этот мусор купить, им бы развиваться побыстрее и подняться повыше — увы, в условиях стагнации надежд на такой благополучный поворот событий остается все меньше.

Читайте материал по теме: Неужели Маркс был прав?

Выбор №3: Доить обедневших. Ну да, они обеднели, но кредитные карточки у них пока что есть — и кое-какой капиталец. «Из этих банкротств мы извлечем свой профит!» — восклицает самый отчаянный и отчаявшийся из младших вице-президентов компании «Бесполезные виджеты Inc.». На том и поднялись «растущие» отрасли последнего десятилетия. Ростовщическая экономика. Казино, ломбарды, частные тюрьмы, пятидолларовые работники (мак-трудяги, мгновенное обслуживание и такое же качество) и всякое прочее, что купят на последний доллар: триплекс-мега-соя-мокка-латтечино. Мелким шрифтом условия непомерно многолетнего контракта: там все скрытые штрафы и поборы.

Можно ли выжать еще несколько центов из обедневших? Конечно, можно, братан! Но вот чего вы не сумеете на этом построить: компанию, которая стоила бы потраченных на нее усилий. Вспомните печальную (и вполне предсказуемую) историю ростовщической фирмы Wonga. Клиенты ополчатся на вас. Собственные сотрудники проклянут. Общество (по крайней мере, в Германии, Швеции, Австралии и Канаде) восстанет против вас. Ваше имя изваляют в грязи, и рано или поздно государство заставит вас поменять методы работы. Опять-таки заведомо проигрышная битва за жалкие центы, за краткосрочную прибыль, которая и так ежеминутно сокращается.

Все эти стратегии — не стратегии.

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

Так что же, найти способ поумнее, пожестче выжимать еще более подлую прибыль?

А это и вовсе не стратегия.

Стратегия подразумевает создание институции, которая способна конкурировать с другими. Конкурентоспособность не сводится к сиюминутной выгоде. Речь идет об источнике здорового и длительного процветания. Для этого требуется не только видение перспективы, но и страсть. Не только миссия, но цель. Нужно делать что-то осмысленное и важное.

Угождать богачам, искать добычу на краю света, доить бедняков — все это дурные стратегии в эпоху стагнации, потому что если вы пускаете в ход такие приемы, то кто вы такой? Очередной агент и фактор стагнации, вот кто вы. А значит, рано или поздно, стагнация настигнет и прикончит вас.

Читайте по теме: