4 вызова для гендиректоров ближайшего будущего | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

4 вызова для гендиректоров
ближайшего будущего

Макрокризис – отражение глобальной финансовой системы, которая строилась отнюдь не на века.

Автор: Умар Хак

4 вызова для гендиректоров ближайшего будущего

читайте также

Четыре урока цифровой трансформации от Levi’s

Хармит Сингх

«Наконец-то свобода»

Ади Игнейшес

Вас вызывает холодильник

В поисках идей: февральский выпуск

Несколько недель назад я получил такой примерно отзыв: «Слушайте, я с вами совершенно согласен, но как объяснить такое моему отцу?»

Хороший вопрос — обманчиво хороший, потому что за ним скрывается более глубокая проблема. Современная корпоративная ситуация — как никогда мрачна и печальна. Особенно для тех, кому лет 20 с чем-то или 30 с небольшим, ясно, что бизнес не может и дальше развиваться в том же ключе.

Но что, если это чувство — всего лишь присущий молодости максимализм? Разве обычные способы ведения бизнеса когда-нибудь изменятся?

Рецессия порождает разочарованных циников, как война — мародеров. Давайте на минутку отступим от темы и посмотрим, как развиваются макрокризисы и усугубляются вызовы, с которым предстоит столкнуться завтрашним лидерам бизнеса.

Вот четыре главные проблемы.

Подорвана мировая финансовая система. Макрокризис – отражение глобальной финансовой системы, которая строилась отнюдь не на века. В эту систему заложены моральные риски и отрицательная селекция, потому что стимулы в ней недальновидны, информации мало, этика отсутствует напрочь, искусство оценивать неведомо, модели разлучены с реальностью — и это лишь вершина айсберга. Более существенная проблема: рынки открыты тем, кто имеет возможность преображать их с помощью структурирования капитала, информационного арбитража и сговора. Но эти игрища разрушают самый смысл корпоративного сотрудничества: создавать подлинные экономические ценности.

Читайте материал по теме: Революция в конкуренции

Эндемическое недовложение в инновации. Развитый мир стоит перед лицом серьезных проблем. Беда не только в том, что врачи, юристы, инженеры и ученые в больших количествах производятся уже и в развивающихся странах, а в том, что в развитых странах под угрозой оказались инновации как таковые. В США их подорвала политика: стремление к инновациям существенно слабеет, когда правительство скрывает проблемы, нуждающиеся в решении, или когда забывает инвестировать в те инфраструктурные проекты, без которых инновации невозможны — например, в доступное образование или в государственную поддержку научно-исследовательской деятельности.

Ускоренное нарушение равновесия. Покончено с эффективностью рынка, с частичной эффективностью и даже с частичкой частичной эффективности. Вспомните гиперволатильность последнего десятилетия: пузырь интернет-компаний, пузыри валюты и кредитов, крахи по всей Латинской Америки, в России и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, всемирные нефтяные и пищевые пузыри, ипотечный пузырь и пузырь недвижимости, опять же всемирные крахи — список далеко не полный. Волатильность давно перестала быть фоновым шумом: это основной сигнал.

В мире, где отсутствие равновесия стало нормой, строить устойчивую жизнь, карьеру уже не просто сложно: это похоже на приключения в неведомой стране. Вчерашние теоремы и даже аксиомы уже не служат руководством. Например, гипотеза Модильяни-Миллера, если свести ее к примитивному толкованию, оправдывает максимальное использование заемного капитала, но многие советы директоров на своей шкуре успели узнать, как опасны такие действия в нестабильном мире.

Поверхностные стратегии. Стратегии часто оказываются «поверхностными» в том смысле, что предлагают компаниям создавать недолговечные, хрупкие и до абсурда неаутентичные ценности. Много ли истинных ценностей создается, когда Primark, Dell или Disney зарабатывают своим акционерам дивиденды, откровенно или скрыто эксплуатируя потогонный труд? С экономической точки зрения эти «сверхприбыли», на которые нацеливает нас стратегия, перевешиваются упущенными возможностями, о которых завтра пожалеем не только мы. Стратегия в итоге оказывается не такой уж стратегической. Она заводит в тупик все больше компаний. Спросите совет директоров любой из перечисленных выше корпораций, а еще лучше спросите вчерашнего гроссмейстера игры в стратегию — Microsoft.

Читайте материал по теме: От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги

Эти проблемы не только глубоки, но и сложны для решения. Я мог бы посидеть еще несколько часов и существенно пополнить список, но главная мысль уже понятна.

Да, в бизнесе происходят реальные изменения: 400 лет тому назад корпорации создавались королевским указом; 300 лет назад многие страны использовали рабский труд или морально близкие к нему формы; 200 лет назад должники не могли просто объявить себя банкротами — они отправлялись в тюрьму. 100 лет назад — вот 100 лет назад бизнес был более-менее таким же, как сейчас.

В том-то и проблема. Бизнес не изменился, а множество глобальных, тектонических сдвигов требуют радикально нового, лучшего бизнеса. Корпорации вчерашнего дня не справляются с вызовами дня сегодняшнего.

Как ответить на эти вызовы? Нам требуется новая ДНК, об этом я уже говорил в своем блоге. И мы продолжим этот разговор.

Читайте по теме: