Успешный стартап: не в деньгах счастье | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Успешный стартап: не в
деньгах счастье

Большинство успешных стартапов вдохновляется не деньгами, а миссией.

Автор: Кевин Лоуз

Успешный стартап: не в деньгах счастье

читайте также

Выход на международные рынки: как выбрать лучшие из них для вашего бизнеса?

Натали Келли

Как использовать концепцию бережливого стартапа в развивающихся странах

Иоана Попеску,  Сергей Нетесин

Красиво, но бесполезно: что не так со сторителлингом для бизнеса

Робин Хогарт,  Эмре Сойер

Президент и генеральный директор группы компаний ABBYY о том, как и почему надо вести передовые разработки

Андреев Сергей

Иные люди смотрят на Силиконовую долину и видят мир беспринципных золотоискателей, ничего более.

Конечно, алчных акул Долина привлекает немало. Но вы никогда не услышите о созданных или руководимых ими компаниях по той простой причине, что корыстные стартапы не привлекут и не удержат таланты, не раздобудут надежных инвестиций, не заслужат лояльность клиентов.

Большинство успешных стартапов вдохновляется не деньгами, а миссией. Именно те люди, которые хотели в чем-то изменить мир, сумели добыть богатство и себе, и инвесторам.

Тех, кто не живет там, порой смущает вопрос, как это вообще сочетается: миссия и задача обеспечить высокую прибыль инвесторам.

Джим Барксдейл в ту пору, когда возглавлял Netscape, пояснял: «Говорить, что цель жизни компании — деньги, все равно что утверждать, будто цель вашей жизни — дыхание». Разумеется, если человек перестал дышать, то поздновато обсуждать его жизненную цель. И если у вас есть миссия, ваш моральный долг — создать под нее действенную бизнес-модель, иначе до возвышенных целей никак не добраться. Но только не путайте, что на чем держится: бизнес-модель для миссии, а не наоборот. Именно на таком пути Google сумела за считанные десятилетия собрать воедино столько информации, а Facebook* соединил мир и вовсе за одну декаду.

Те предприниматели, кого интересуют лишь деньги, сбегут с корабля, не дождавшись столь масштабных успехов.

Ведь создать новую компанию с нуля — очень, ну очень нелегко. Нередко приходится от всего отказаться, потому что деньги кончились или клиентам не пришелся по душе продукт. Суперамбициозное приложение Secret («делитесь своими секретами») только что закрыло свои виртуальные двери и вернуло инвесторам остаток вложенных средств — клиенты не прибавляются, а уходят.

Другие формы капитуляции на первый взгляд не столь очевидны. Когда компания с важной общественной миссией сливается с крупной корпорацией, ее основатели обогащаются, инвесторы тоже не остаются внакладе. Но и это — капитуляция: мир этот стартап уже точно не изменит, а купившая его корпорация с большой вероятностью и вовсе закроет проект, преданных сотрудников — уволит или переведет в другие отделы.

Читайте материал по теме: От корпоративной культуры не свободны и стартапы

Капитуляция в форме поспешной продажи на самом деле опаснее, чем капитуляция из-за непреодолимых трудностей, и для инвесторов это более существенная потеря. Вкладываясь в стартап, инвестор всегда рискует потерять все, но рассчитывает, что несколько удачных вложений с лихвой окупят все убытки. Стартап с фантастическим потенциалом не оправдает эти ожидания, если поспешит влиться в крупную корпорацию.

Ларри Пейдж и Сергей Брин взрастили Google до нынешнего величия, потому что оставались верны своей миссии организаторов информации. Они верили в свою миссию настолько, что отказались от предложенного Yahoo миллиарда. Ныне Google стоит более $450 миллиардов.

Yahoo предлагала и Марку Цукербергу миллиард долларов за Facebook*, еще когда это была эксклюзивная платформа, не позволявшая присоединяться всем, кто захочет. Цукерберг отказался, отверг и другие, гораздо более заманчивые предложения, в том числе от Google. Он не считал завершенной свою миссию — соединить всех. Ныне его компания стоит более $260 миллиардов.

Представьте, что было бы, если бы Google и Facebook* взяли предложенный Yahoo миллиард. Да, это огромные деньги. Но внутри Yahoo смогла бы Google осуществить такие безумные проекты, как оцифровка мировых библиотек или единая система всех научных работ? Смог бы Facebook* соединить всех, подключив к источникам общественных новостей и неиссякаемому потоку мобильных продуктов?

Как видите, великая миссия и финансовый успех взаимосвязаны.

Читайте материал по теме: Как построить «легкую на ногу» корпоративную культуру

Миссия вдохновляет и сотрудников. Если они всего лишь наемники, они сбегут, едва получив предложение повыгоднее. Чтобы инвестиции породили «единорога», компанию ценой в миллиард долларов, нужны такие команды руководителей и такие преданные таланты, которые продержатся в трудные времена и не поспешат продать компанию на корню при первом же соблазне. Опытные инвесторы это понимают: Джон Доерр из Kleiner Perkins часто повторяет, что поддержать нужно тех стартаперов, которые думают о миссии, а не прибыли.

Разумеется, каждая компания обязана также развивать успешный бизнес, но смысл ее существования — это миссия. Стоит упустить это из виду — упустите и компанию.

Читайте по теме:

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена