Какой офис нужен вашим сотрудникам | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Какой офис нужен
вашим сотрудникам

Как проектировать безопасное пространство для продуктивной работы

Авторы: Эй Джей Парон-Уайльдс , Хлое Симоно

Какой офис нужен вашим сотрудникам
TARA MOORE/GETTY IMAGES

читайте также

Компания для взрослых

Пэтти Маккорд

Венчурному капиталисту

«Зеленый» бизнес в трудные времена: советы эксперта

Маршалл Голдсмит

О пользе самопознания

Елена Евграфова

Каждый дизайнер интерьера хочет изменить мир к лучшему. Некоторые полагают, что этого можно достигнуть через благоустройство, но в случае дизайна офисных пространств гораздо большее внимание уделяется тому, как проектирование пространства может повлиять на поведение сотрудников. Наша цель — стимулировать положительные эмоции у офисных сотрудников и предотвращать отрицательные.

После акции #MeToo становится все сложнее достигать этой цели, поскольку люди теперь задаются вопросами «Как создать пространство, безопасное для всех?» и «Может ли дизайн пространства сократить возможность сексуальных домогательств и другого неприемлемого поведения на рабочем месте?» В этой статье мы поставим несколько вопросов, которые интересны и нам как дизайнерам, и всем, кто размышляет о создании таких безопасных рабочих мест.

Бывает ли слишком много приватности?

Приватность имеет и светлую, и темную стороны. Работникам необходимо спокойное место для эффективной деятельности и возможности спокойно разобраться со своими делами (например, беспрепятственно позвонить врачу). С другой стороны, излишняя приватность может привести к ощущению небезопасности.

Представьте работника, который подвергается оскорбительным нападкам. Если эти нападки совершаются в уединенном месте без свидетелей, он, скорее всего, никому о них не расскажет из страха, что ему не поверят. Большинство из нас хотело бы не оставаться наедине с унижающим тебя человеком, но что делать, если дизайн пространства не позволяет этого?

Доктор Аннализа Энрайл (Annalisa Enrile), преподаватель в Университете Южной Калифорнии, утверждает, что в условиях, когда «рабочее место тесно ассоциируется с домогательствами», необходимо проектировать зоны таким образом, чтобы никто не чувствовал себя в ловушке. Можно планировать по два выхода из помещений общего назначения (например, комнат для ксерокопирования, столовых, складов) — местах, где излишняя приватность может сработать против нас.

Отдельные кабинеты считаются самым эффективным способом обеспечить визуальную и звуковую приватность, однако стоит подумать над уровнем этой приватности. Топ-менеджер может вполне продуктивно работать в своем просторном закрытом кабинете, но как себя будет чувствовать его подчиненный во время личной встречи в этом кабинете? Если в его голове крутится вопрос «Достаточно ли здесь безопасно?», насколько он будет уверен, продуктивен и свободен в выражении мыслей? Анрейл считает, что именно по этой причине женщины предпочитают встречаться с руководителями в открытых пространствах, более прозрачных и менее иерархичных.

Закрытые пространства можно сделать прозрачными: это снимет напряжение при встрече с руководителем за закрытыми дверями и при этом сохранит тишину. <b>Фото: Allsteel.&nbsp;</b>

Закрытые пространства можно сделать прозрачными: это снимет напряжение при встрече с руководителем за закрытыми дверями и при этом сохранит тишину. <b>Фото: Allsteel.&nbsp;</b>

Помещения для совместной работы только выиграют от стен, изготовленных из стекла. Это не оставит места для чрезмерно укромных уголков. <b>Фото: Allsteel.&nbsp;</b>

Помещения для совместной работы только выиграют от стен, изготовленных из стекла. Это не оставит места для чрезмерно укромных уголков. <b>Фото: Allsteel.&nbsp;</b>

Не повредит ли излишняя прозрачность?

Если коротко — да, повредит. Мы все сталкивались с жалобами на плохо спроектированные офисы с минимальным личным пространством, где людям приходится постоянно слышать, как их коллеги едят, спят, кашляют и громко разговаривают. Необходимость постоянно отвлекаться — это полбеды. Главная проблема таких пространств в том, что они лишают всех продуктивности и чувства безопасности.

Слишком прозрачное и открытое пространство заставляет чувствовать себя уязвимым. Представьте, что работник столкнулся с ситуацией преследования со стороны коллеги. В прозрачном пространстве ему попросту никуда не скрыться. Как в таких условиях будет звучать его жалоба на коллегу, который «весь день на меня пялится»

Архитектор IA San Francisco Диана Роджерс (Diane Rogers) объясняет, что хороший дизайн офиса — это баланс между открытостью и уровнем приватности: «Мы стараемся меньше ограничивать пространство стенами и создавать приватные зоны с помощью мебели. Людям необходимо личное пространство, чтобы выплеснуть эмоции или сделать личный звонок».

Визуальной приватности можно достичь с помощью расположения и ориентации мебели в пространстве.&nbsp;<b>Фото: Allsteel</b>

Визуальной приватности можно достичь с помощью расположения и ориентации мебели в пространстве.&nbsp;<b>Фото: Allsteel</b>

Как же определить нужный уровень прозрачности для своей компании? «Мне кажется очень удачным подход, — рассказывает Лиа Бауэр (Leah Bauer), директор дизайна интерьеров в HDR, — представляющий собой обдуманную последовательность приватных, полуприватных и открытых зон».

Секрет в том, чтобы предоставлять множество вариантов для самых разных потребностей. Полностью закрытые зоны могут включать в себя уборные, душевые, приватные кабинеты и комнаты для спорта. Частичную приватность можно обеспечить окном, выходящим в открытое пространство, диваном, расположенным рядом с дверью или матовым стеклом в комнате для переговоров — это помогает понять окружающим, что здесь кто-то есть, но не дает увидеть лиц.

Неформальная рабочая обстановка требует значительно больше внимания на разработку правил поведения и обучение сотрудников. <b>Фото: Allsteel.&nbsp;</b>

Неформальная рабочая обстановка требует значительно больше внимания на разработку правил поведения и обучение сотрудников. <b>Фото: Allsteel.&nbsp;</b>

Может ли неформальная рабочая обстановка привести к отсутствию границ и правил?

Многие компании, в том числе и представители самых традиционных сфер бизнеса вроде юриспруденции или банковского дела, стремятся создавать более неформальные пространства. К примеру, они ставят в офисы столы для пинг-понга или оснащают их игровыми консолями. Это стимулирует коммуникацию и взаимодействие между сотрудниками. Рабочее пространство, которое вы видите на фотографии выше, похожее на бар или кофейню — не такая уж и редкость. Там, где люди чувствуют себя более свободно, более легко обмениваться идеями. Звучит логично.

Однако в случаях, когда работа ощущается как череда обычных взаимодействий (а люди проводят огромное количество времени на работе), работникам требуется больше правил и инструкций, чтобы понять, что может быть приемлемо в таких пространствах, а что — нет. «К дизайну пространства всегда должны прилагаться правила, политика и обучение. Необходимо прояснять вопросы пользования таким помещением в нерабочее время: что позволительно там делать, можно ли оставаться там одному в нерабочие часы, — считает Доктор Энрайл. — Все это важные вопросы, которые необходимо обдумать из соображений безопасности».

Джефф Лейтнер (Jeff Leitner), бывший специалист по инновациям Университета Южной Каролины, изучающий социальные нормы, утверждает: «Что бы ни придумали дизайнеры и что бы ни предусмотрели менеджеры, негласные правила рушат все». К примеру, в компании может быть прописан запрет о том, что в офисе запрещено работать ранее 6 часов утра и после 7 часов вечера, однако это правило может постоянно нарушаться, потому что «все равно никто его не соблюдает». Желание задержаться на работе может быть и вполне невинным, однако несоблюдение правил способно превратить пространство в потенциально опасное.

И напоследок

Мы осознаем, что дизайн интерьера, как и правила, не предотвратят домогательства. Однако нам всем необходимо заниматься мерами безопасности для борьбы с домогательствами и оскорблениями на рабочем месте и прилагать к этому все усилия и профессионализм. Мы как профессионалы в сфере дизайна готовы задавать себе и нашим клиентам вопросы, которые помогут создать здоровое и безопасное рабочее пространство.

Об авторах

Эй Джей Парон-Уайльдс (AJ Paron-Wildes) — спикер, автор книг, национальный директор по архитектуре и дизайну в компании Allsteel, производящей мебель для офиса. Ранее работала временным преподавателем в Школе дизайна в Университете Миннесоты.

Хлое Симоно (Chloe Simoneaux) — специалист по планированию рабочих мест и исследователь в отделе консультаций по рабочим местам компании Allsteel. Ее задача — помогать организациям повышать удобство пространств для своих сотрудников.