Что делать, если ваша компания не успевает за технологическими изменениями | Большие Идеи
Управление изменениями

Что делать, если ваша компания не успевает за технологическими изменениями

Виктор Сурков , Сергей Заборов
Что делать, если ваша компания не успевает за технологическими изменениями
Фото: Pavan Trikutam

Основа бизнеса промышленных компаний — технологии. А основа эффективности этих технологий — вертикаль технологической экспертизы, которая поддерживает и развивает всю производственную структуру компании. На данный момент во многих российских промышленных корпорациях существует разрыв между новыми технологиями и наличием навыков и компетенций по их освоению, и этот разрыв постоянно растет. Отсутствие возможности осмыслить и внедрить новые технологии — одна из причин, почему значительная часть проектов цифровых трансформаций в России заканчивается неудачей. Как это изменить? В этой статье мы попробуем найти ответ.

Дефицит технических специалистов в российской промышленности постоянно растет. Уже не первый год главной ресурсной проблемой производственных компаний называют нехватку кадров и их низкую квалификацию. Вузы не успевают готовить востребованных специалистов, а ускорение темпов цифровизации привело к еще большему росту неудовлетворенного спроса на ИТ-кадры. По данным Министерства цифрового развития, сегодня этот дефицит составляет от 500 тыс. до 1 млн человек и, как прогнозируют эксперты, к 2027 году может увеличиться до 2 млн.

Набор востребованных навыков и компетенций за последние годы изменился радикально. Чтобы успешно взаимодействовать с внешней средой, компании вынуждены создавать экосистемы внешних экспертов и выстраивать технологическую репутацию, а также работать с данными — осваивать инструменты Big Data и машинного обучения. Рост потребности в базовых технических навыках обусловлен, в частности, обновлением парка оборудования и запросом на анализ данных. Смещение акцента в сторону так называемых мягких навыков технических специалистов — это следствие работы в продуктовых командах, управления проектами вне привычных иерархий и востребованности презентационных навыков на всех уровнях, а не только на управленческом.

Сразу несколько разнородных проблем образовали сложный узел. Во-первых, система высшего образования не успевает адаптироваться к новым требованиям, а молодежь — к матрице компетенций по большинству технических и инженерных специальностей и в промышленности, и на рынке в целом. Во-вторых, самые перспективные выпускники ищут себя не в промышленности, а в других отраслях. В-третьих, уже работающие в корпорациях сотрудники, как правило, имеют значительный опыт работы, но при этом консервативны и с трудом осваивают новые навыки.

Все эти факторы уже привели к возникновению «двойного разрыва» — количественного и качественного отставания организаций от передовых игроков по уровню технологических компетенций. 

Лекарства и рецепты 

Существует ли лекарство от этой «болезни»? И да, и нет. Есть пять подходов, своего рода «рецептов», применение которых зависит от конкретной ситуации в каждой организации.

советуем прочитать

Об авторах

Виктор Сурков — в прошлом младший партнер консалтинговой компании McKinsey & Company.

Сергей Заборов — в прошлом партнер консалтинговой компании McKinsey & Company.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Что не так с бизнес-кейсами в программах MBA
Давина Драбкин,  Лори Маккензи,  Сара Соул