Бизнес с головой | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Бизнес
с головой

Автор: Дайан Кутю

Бизнес с головой

читайте также

Три способа налаживать эмоциональные связи с сотрудниками

Скотт Эдингер

Кто такие фейкстеры

Марк Пенн

Банк Русский Стандарт. Дорогу молодым

Откуда берутся настоящие лидеры

Абрахам Залезник

Психоанализ - методика лечения с помощью разговора - был самой популярной формой ментальной терапии в XX веке, в частности потому, что он казался гуманнее других методов лечения - вроде лоботомии или электрошока. Но в 60-е годы многое изменилось: открытие новых медикаментов обеспечило гигантский прогресс в борьбе с маниакально-депрессивным психозом, шизофренией и т. п. К психическим заболеваниям стали относиться как к проявлениям неблагоприятной наследственности или химического дисбаланса. К 90-м ученые по всему миру активно работали над составлением карты генов человека, которая позволила бы проводить в этой области исследования и манипуляции.

Среди величайших прорывов в медицине последних десятилетий можно упомянуть также методы магнитного резонанса (MRI) и позитронной эмиссионной томографии (PET), позволившие ученым увидеть работу мозга, определить, как те или иные раздражители воздействуют на его отдельные участки, то есть получить ценную информацию о природе наших мыслей, чувств и памяти. За вклад в изобретение метода MRI Пол Лотербур и Питер Мэнсфилд получили Нобелевскую премию в области медицины за 2003 год.

Революция в науках, исследующих мозг, окажет мощное влияние на бизнес. К примеру, специалистам по маркетингу использование метода MRI уже помогает определить реакцию покупателей на продукты и рекламу. Но этим влияние научных достижений не ограничится. Исследования мозга обязательно отразятся на таких аспектах бизнеса, как лидерство и сотрудничество. Дисциплина, изучающая поведение человека в организации, очень многим обязана традиционной психологии и психоанализу. Эти науки дали жизнь многим концепциям, на которых воспитано современное поколение менеджеров (вспомним теорию мотивации или теорию личности). Однако новые науки породят новые методы и решения, которые будут действовать на равных с этими фаворитами уходящей эпохи, а возможно, и вытеснят их. Вот что говорит Нитин Нориа, профессор Гарвардской бизнес-школы, написавший вместе с Полом Лоренсом книгу “Человеческая природа и выбор” (How Human Nature Shapes Our Choices): “Общественные дисциплины – уже выжатый лимон. Несколько капель сока здесь, возможно, еще осталось, а вот новые сферы, нейродисциплины, пока едва затронуты. Бизнесмены обращаются к ним как к более перспективным”.